Скульптура – это вид изобразительного искусства, в котором, так же как и в других видах, художник выражает свое мировоззрение, идеалы эпохи, создавая образ в своеобразных формах. Она дает объемно-пространственное изображение и может быть выполнена как в мягком материале – глине, пластилине, так и в твердом – дереве, камне.
Скульптуру в мягком материале называют лепкой, пластикой, в твердом – ваянием. Своеобразие скульптуры проявляется в содержании и в средствах выражения. Основным ее содержанием является изображение, прежде всего человека. Объектами скульптурного изображения могут быть и животные.
Так, скульптор-анималист В.А. Ватагин посвятил свое творчество изображению животного мира. Чем же вызвана эта специфическая сторона содержания скульптуры? Форма всех живых существ характеризуется объемностью, пластичностью, гармоничностью частей, многообразием движений.
Спецификой скульптуры является возможность передавать все особенности формы с разных сторон. Неживая природа, среда, окружающая человека, изображаются в пластике крайне редко. Растения, вещи и прочие предметы иногда включаются в скульптуру как детали, дополняющие основной образ, или служат декоративными элементами. Показ неживого предмета, в особенности машины, крайне не благодарен – это всегда шестерня, которая не крутится, это ремень, который не тянет.
Для скульптуры важно изобразить внутреннее состояние человека, управляющего этими машинами. И скульптор, и живописец изображают объемность предметов. В живописи это выражается на плоскости, имеющей два измерения, благодаря чему живописцу приходится пользоваться условными средствами в передаче объема. Иллюзию трехмерности ему помогает создать правильное использование света и тени. Скульптурные произведения существуют в пространстве и обладают реальной объемностью.
Эта особенность отражается и на восприятии зрителем. Обходя скульптуру со всех сторон, он воспринимает ее с разных позиций; рассматривая с одной позиции, он не может представить себе ее решение в целом. В раскрытии скульптурного образа большую роль играет динамика. Она помогает передать психологическое состояние героя. Движение может быть простым, но оно должно нести в себе глубокое внутреннее содержание.
Большое значение для выразительности образа в скульптуре имеет изображение одежды. Художник-скульптор своим мастерством заставляет говорить складки одежды, делая их выражением внутреннего состояния, эмоций человека. Для большей выразительности образа он использует и дополнительные предметы, например меч в руках воина, сноп ржи или пшеницы в руках колхозницы.
Результаты работы скульптора во многом зависят от материала, который он выбрал. Для создания образа он пользуется выразительными средствами искусства: воспроизведение объема, использование движения, изображение деталей, дополняющих образ, учитывает свойства материала.
Скульптура по своему назначению подразделяется на станковую, монументальную и декоративную. В каждой из этих областей применяются круглая скульптура и рельеф.
Материалы и оборудование для лепки
Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения. Обычно в детском саду используют глину и пластилин.
Похожие статьи:
Методика подбора и использования практико-ориентированных
задачв обучении физике
В учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» разработан инструментарий, который предполагает включение всех учащимся в решение «жизненных» задач-ситуаций при изучении всех предметов. Проанализируем, например, учебно-методический комплект по математике, который, по нашему мнению, ...
Теории и типы девиаций
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некото ...
Функции досуга детей
Характерологические особенности детского досуга являются осново-полагающими для определения его функций. Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окру ...