Опытно-экспериментальная работа проходила в январе 2010 года, в эксперименте участвовали дошкольники старшей возрастной группы: экспериментальна группа – 10 детей, контрольная группа 10 детей.
Для анализа и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты:
– Определение умения ставить цель;
– Умения планировать работу.
Данный экспресс-анализ, нами использовался на констатирующем этапе исследования.
1.
Определение умения ставить цель;
Многократные наблюдения педагога за детьми позволят сделать самоанализ этого показателя и дать ему балловую оценку.
4 балла.
Ребенок чаще ставит цель сам, чем принимает от взрослого, обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя и других.
3 балла.
Ребенок чаще принимает цель от взрослого, чем ставит сам. Значимость и необходимость работы ребенком осознаются.
2 балла.
Ребенок никогда не ставит цели сам, но принимает цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы он осознал значимость и необходимость работы.
1 балл.
Ребенок принимает цель, поставленную взрослым с большим трудом при условии совместного с ним действия. Он не рассуждает по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашается с вашими доводами.
2. Умения планировать работу;
Отметим, что для полной оценки этого умения необходимо определить уровень и практического и словесного планирования. Для экспресс-анализа мы берем только практическое планирование. Ответ на этот вопрос даст наблюдение за ребенком в процессе работы. Наблюдая, отметим:
а) Организует ли ребенок рабочее место;
б) Последовательно ли выполняет все этапы работы;
в) Рациональные ли способы действия использует;
г) Применяет ли контрольные действия по ходу работы и по окончанию ее;
Если ребенок, затрудняется в каком-либо из этих моментов планирования, сначала окажите ему косвенную помощь. Если при ваших косвенных подсказках ребенок не корректирует своего поведения, примените прямые указания. Если и прямые указания не перестраивают поведения ребенка, отнесем его к самому низкому уровню по умению планировать.
4 балла.
Самостоятельно без вмешательства взрослого организует рабочее место, действует в правильной последовательности и рациональными способами, проверяет работу по ходу и окончанию ее.
3 балла.
Все выше названное делает с косвенной помощью взрослого.
2 балла.
Все выше сказанное делает с помощью прямых указаний взрослого.
1 балл.
Действует хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.
Количество баллов за целостный процесс у каждого ребенка исчисляется следующим образом: складываются баллы, полученные за каждый компонент, их сумма делится на количество компонентов.
Если суммарный балл, набранный, дошкольником за весь процесс составляет от 3, 5 до 4 – деятельность оптимальная;
От 2,4 до 3,4 – деятельность на высоком уровне;
1,3 – 2,3 – деятельность на среднем уровне;
Ниже 1,2 баллов – деятельность на низком уровне.
Проанализировав компоненты деятельности старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп, занесем результаты в таблицы 1 и 2.
Таблица 4 – Полученные уровни владения приемами лепки детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
№ |
Имя ребенка |
Умение ставить цель |
Умения планировать работу |
Средний балл и уровень |
1. |
Альфина |
3б |
4б |
3,5 – Оптимальный |
2. |
Виалетта |
2б |
2б |
2,0 – Средний |
3. |
Георгий |
4б |
4б |
4,0 – Оптимальный |
4. |
Дамир |
2б |
3б |
2,5 – Высокий |
5. |
Ирек |
3б |
2б |
2,5 – Высокий |
6. |
Людмила |
4б |
3б |
3,5 – Оптимальный |
7. |
Мунавара |
2б |
3б |
2,5 – Высокий |
8. |
Оля |
3б |
4б |
3,5 – Оптимальный |
9. |
Родион |
4б |
4б |
4,0 – Оптимальный |
10 |
Тимофей |
3б |
3б |
3,0 – Высокий |
Похожие статьи:
Аспекты социальной компетентности в профессиональной практике
Существуют различные подходы к определению и классификации социальной компетентности. Так, одни ограничивают понятие социальной компетентности конструкциями «отношение к себе», «сознание ответственности» и «отношение к другим». В целом, необходимо констатировать, что операционализация социальной ко ...
Нормативно-правовая информация о взаимодействии ДЮСШ с семьей
В письме министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2003 г. № 28-51-565/16 была предоставлена информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации. Практически во всех регионах Российской Федерации раз ...
Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе
образования, распространение идей гуманизма в образовании
Проблемы интегрирования обеспечения свободного и всестороннего развития человека в процессе образования, распространение идей гуманизма в образовании в социокультурное пространство обусловлена такими феноменами как феномен «снятия» одаренности по мере взросления, феномен личностной деградации, пере ...