Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Педагогика и воспитание » Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Страница 3

Соответственно творческая деятельность, обеспечивающая развитие творческого потенциала личности, включает следующие компоненты: мотивацию, цели, условия осуществления.

Активная позиция педагога в технологическом образовании заключается в формировании мотивов творческой деятельности, их целенаправленной перестройке.

Развитие творческого потенциала личности в технологическом образовании предполагает организацию процессов формирования технологической компетентности, творческой активности и поддержки личностного и профессионального самоопределения учащихся как определяющих направлений технологического образования.

В качестве взаимосвязанных сфер деятельности учащегося в технологическом образовании выступают предметная (практическая и познавательная) деятельность и социальная деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми, обществом.

В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений ребенок пытается включиться и на определенном уровне включается в систему этих отношений, что обеспечивает преимущественно формирование его социальной активности.

Психологическое обоснование активности личности дает С.Л. Рубинштейн, определяя личность как форму “диалектической связи человека с окружающей действительностью, во взаимодействии с которой изменяется как действительность, так и сам человек” [7, с. 241].

Л.И. Божович указывала, что потребность непосредственно побуждает индивида к активности, направленной на ее удовлетворение, именно потребность внутренний стимул поведения и деятельности человека. Особенно интересно для нас в ее подходе вопрос о путях развития потребностей через изменение положения ребенка в жизни, в системе ее взаимоотношений с окружающими.

“Источник активности находится в самом человеке, напрямую связан с интересом (интерес как отправной момент для формирования педагогики активности), но ядро содержания понятия “активности” еще должно быть конкретизировано на материале различных педагогических практик”, считает П.Г. Щедровицкий .

В педагогической литературе понятие “активность” имеет два основных значения: это состояние, связанное с выполнением какого-либо акта общения или деятельности, и свойство личности, формирование которого входит в цели воспитания.Несмотря на многообразие аспектов активности, все исследователи сходятся во мнении, что высшим показателем активности личности, под которой понимают способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к окружающей среде, но и целенаправленно изменяя ее, является творческая активность.

При рассмотрении такого специфического вида деятельности, каким является творчество, специалисты обращаются к понятию “творческая активность”. Этим качеством, как правило, наделяется субъект, занимающийся творческой деятельностью.

В определении творческой активности исследователи (А.М. Матюшкин, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев и другие) подчеркивают ее направленность на преобразование действительности. Как нам представляется, если исходить из такого определения активности, то можно сделать вывод о том, что творческая активность есть динамическое условие становления, реализации и видоизменения творческой деятельности. Это говорит о том, что в технологическом образовании необходимо создать спектр возможностей для реализации творческой активности учащихся.

К одной из важнейших закономерностей развития творческого потенциала личности учащегося относится влияние на данный процесс расширения сфер творческой деятельности, совокупности различных ее видов, в которые включен ребенок в технологическом образовании.

Нами выделены этапы развития творческой активности в зависимости от возрастных особенностей детей, их можно представить в виде вектора развития: любознательность, познавательная активность (младший школьный возраст) стремление к творчеству, поисковый уровень (младший подростковый возраст) индивидуальное совершенствование (старший подростковый возраст).

Вопрос организации эффективного технологического образования, которое было бы направлено на развитие творческого потенциала, связан со стимулированием творческой активности и созданием творческой среды. В данной среде обучение и воспитание неразрывны, в ней есть возможности совместно с педагогами и самостоятельно формировать технологическую компетентность, личностный опыт не только в учебной, но и в других видах деятельности. Актуализируя имеющуюся компетентность, учащийся становится и субъектом обучения, и субъектом творческой деятельности, при этом система взаимоотношений ученик учитель должна быть диалоговой, сотруднической.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Становление инновационных педагогических систем в условиях информатизации образования
Новые социально-экономические реалии развития России, которые характеризуются существенным повышением социальной и профессиональной мобильности ее населения, требуют поиска новых адекватных форм организации образования, способных удовлетворить возрастающие потребности граждан в получении или в сове ...

Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в УМК 7, 8, 9 классов
Все послетекстовые упражнения, используемые для обучения аудированию в УМК 7,8, 9 класса, можно разделить на три группы, согласно классификации послетекстовых упражнений, предложенной в пункте 4.1. На основе проведённой работы, направленной на анализ системы послетекстовых упражнений и описание каж ...

Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе образования, распространение идей гуманизма в образовании
Проблемы интегрирования обеспечения свободного и всестороннего развития человека в процессе образования, распространение идей гуманизма в образовании в социокультурное пространство обусловлена такими феноменами как феномен «снятия» одаренности по мере взросления, феномен личностной деградации, пере ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru