Таблица 4
Представления учителей-логопедов об оцениваемых негативных качествах
Качества учителя-логопеда |
Абсолютное значение |
Процентное соотношение | |
I. |
Профессиональные качества: Требовательность Не умение найти индивидуальный подход |
6 1 |
11.4% 1.9% |
II. |
Личностные качества: Строгость Повышенный тон голоса Принципиальность Плохое настроение Невнимательность к детям Педантичность |
7 3 1 1 1 1 |
13.3% 5.7% 1.9% 1.9% 1.9% 1.9% |
III. |
Затрудняюсь с ответом |
2 |
3.8% |
IV. |
Нет ответа |
29 |
52.2% |
Итого: |
52 |
100% |
Учитель-логопед это ключевая фигура коррекционно-педагогического процесса.
Исследование профессионального мировоззрения учителя-логопеда важно для осмысления и личностной оценки процессов, происходящих в их социальной и духовной жизни.
Сформированность рефлексии учителя-логопеда проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия и к нормальному большинству общества.
Задачи исследования составили: 1) анализ и систематизацию теоретических исследований по теме работы и 2) выявление сформированности рефлексивности у учителей-логопедов.
В работе использовались следующие методы исследования:
Анализ научно-методической литературы.
Опросные методы – анкетирование.
Контент-анализ, который заключался в выявлении специфических характеристик текстов, путём регистрации определённых единиц содержания, а также систематического замера частоты и объёма упоминаний этих единиц в отдельных фрагментах текста.
Педагогическая профессия требует определённых специфических умений (способностей). П.Ф. Каптерев выделил специальные и личностные свойства учителя.
К специальным он отнёс объективные и субъективные свойства, а к личностным нравственно-волевые качества.
Важным в формировании личностных свойств является осознание своих физических, интеллектуальных и других особенностей, степень сформированности самооценки и субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Эти 3 представления составляют понятие «Я-концепции».
«Я-концепция» - это совокупность всех представлений о себе, сопряжённая с их оценкой.
Необходимым условием успешного личностного развития является положительное отношение к изучению собственного «Я», выявление своих возможностей и их дальнейшая реализация; обращение, в случае неудач, к личностным причинам.
В психологии и педагогике самопознание трактуется как познание, направленное на себя.
Одной из важных характеристик самопознания, от которой во многом зависит регулятивная функция самосознания, является рефлексивность.
Рефлексия как самоконтроль действий обеспечивает саморегуляцию деятельности и поведения. Рефлексивность при самооценке делает ее более обоснованной и приближает к адекватной, и в процессе активно действующих механизмов личностной рефлексии складываются когнитивно оформленные знания о себе.
Рефлексивность проявляется в способности анализировать свои действия и поступки, критически осознавать свои особенности, видеть свои возможности в саморегуляции своей деятельности.
Похожие статьи:
Становление и историческое развитие философии образования
Философия образования как научная дисциплина разрабатывается со 2-й половины 20 в., главным образом, в США, Великобритании, Германии, где действуют соответствующие научные общества, выпускаются периодические издания; во многих университетах она преподаётся как учебная дисциплина. Исследования по фи ...
Педагогическая теория 30-40 гг
Педагогические идеи В.Г. Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. Взгляды Белинского на первоначальное семейное воспитание и обучение детей раскрыты им в статье “О детских книгах (1840) - рецензии на две сказки Гофмана и детские сказки дедушки Иринея. Стоя на позициях ...
Психологические особенности детей дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, становление которых связано с целым рядом нов ...