К старшему дошкольному возрасту перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, становление которых связано с целым рядом новообразований в психике и сознании старшего дошкольника.
В старшем дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, выступающая орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок теперь не просто констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности.
Следующим важным направлением в развитии речи старшего дошкольника является появление ее новых форм – контекстной и объяснительной. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной, что позволяет ребенку рассуждать о предмете своего интереса, формулировать вопросы познавательного характера.
Словесное рассуждение к шести-семи годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.
Ребенок старшего дошкольного возраста начинает пользоваться речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач, т.е. речь становится орудием мышления и средством познания. Складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач.
Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «волевое». В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.
В дошкольном возрасте складывается соподчинение мотивов. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы.
Таким образом, поведение ребенка превращается во внеситуативно – личностное и теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о предмете, а не самим предметом, т.е. появляется идеальная мотивация.
К 5-6 годам интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение. Как видно из исследований Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, и других, познавательный интерес детей дошкольного возраста возникает потому, что ребенок, познавая окружающий мир, выступает как первооткрыватель, испытывающий жажду познания. Основной формой познавательного интереса дошкольников является ситуативный интерес, особенностью которого многие исследователи считают яркие эмоциональные переживания, преобладание сенсорной пытливости над умственной.
В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать и психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь (З.М. Истомина, Н.Г. Аганесова, А.В. Запорожец и др.).
Как отмечал Л.С. Выготский, развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, важнейшей особенностью старшего дошкольного возраста является то, что здесь складывается новая система психических функций, центральное место в которой занимает память.
То, что память становится в центр сознания ребенка, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие старшего дошкольника.
Прежде всего ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Ориентировка на элементы обстановки начинает заменяться ориентировкой в представленной ребенком действительности.
Преобразование представлений обусловлено совершенствованием аналитико – синтетической деятельности. К старшему дошкольному возрасту, как показала А.А.Люблинская, наблюдается переход:
- от единичных представлений, полученных в процессе восприятия одного конкретного предмета, к оперированию обобщенными образами;
- от «нелогичного», эмоционально нейтрального, часто смутного, расплывчатого образа, в котором нет основных частей, а есть только случайные, несущественные детали в неправильной их взаимосвязи, к образу, четко дифференцированному, логически осмысленному, вызывающему определенное отношение к нему ребенка;
- от нерасчлененного, слитного статического образа к динамическому отображению, используемому старшими дошкольниками в разной деятельности;
Похожие статьи:
Методика обучения ООП в условиях инновационной образовательной
среды
Методические рекомендации для учителя по организации обучения объектно-ориентированному программированию с использованием электронного образовательного ресурса «Delphi 7. Учимся на примерах» Интерактивные уроки являются одним из основных методов обучения по данной дисциплине. Главной задачей каждог ...
Виды письма в коррекционной работе
На протяжении первых трех лет обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи, отвечая задачам обучения, закрепления и проверки соответствующих знаний и умений. Рассмотрим отдельные виды пись ...
Методические аспекты формирования навыка пересказа у младших школьников
Пересказы текстов занимают важное место на уроках чтения в начальной школе. Пересказ является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления и речи. В связи с этим встает вопрос о путях формирования навыка пересказа у младших школьн ...