Изучение потребности учителей-логопедов в изучение учащихся

Страница 5

Рефлексивность, прежде всего, нужна в тех случаях, когда требуется решать какие-либо жизненные задачи, принимать решения в самых различных ситуациях. Рефлексивность самопознания предполагает становлении определённого нравственно-психологического облика личности. Эта функция ориентированна на духовный мир личности, на повышение нравственного достоинства человека.

У взрослого процесс рефлексии не разовьётся, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.

Профессионально-педагогическая деятельность носит рефлексивный характер.

Одним из важных условий творческой деятельности педагога является высокий уровень развития рефлексии, связанный с осмыслением собственного сознания, собственных действий, самопознанием собственного «Я».

Рефлексивный характер педагогической деятельности заключается в том, что, управляя деятельностью учеников, учитель смотрит на себя и свои действия (и оценивает их) как бы глазами учащихся.

В целом специфика рефлексии, проявляющейся в процессах общения, в том числе педагогического, до сих пор была мало исследована. Экспериментальные исследования позволили выявить три основных вида педагогической рефлексии: социально-перцептивную, коммуникативную и личностную.

Социально-перцептивная рефлексия осуществляет функцию регуляции педагогического общения в условиях рассогласования стратегий и тактики педагогического воздействия.

Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его оценивают, воспринимают, относятся к нему другие.

На основе теоретических данных было проведено исследование уровня сформированности рефлексии у учителей-логопедов на базе Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования.

Было выявлено, что уровень сформированности социально-перцептивной рефлексии у учителей-логопедов составляет 100%. Большинство опрошенных (87,5%) стремятся знать, что о них и их работе думают учащиеся.

Экспериментально установлено, что уровень коммуникативной рефлексии составляет 95%, из которых половина опрошенных считает, что их учащиеся оценивают скорее положительно, чем отрицательно и 45% считает, что их оценивают положительно.

Адекватность коммуникативной рефлексии влияет на регуляцию взаимоотношений с учащимися и стиль педагогической деятельности, а также на формирование личностной рефлексии, т.е. на осмысление собственного сознания и своих действий самопознания.

Результаты изучения всех видов педагогической рефлексии показывают, что в условиях реальной педагогической практики необходима работа по

формированию и коррекции рефлексивных представлений:

- разъяснение педагогам сущности рефлексивного управле­ния учебно-воспитательным процессом;

- постановка перед педагогами задачи самовоспитания ка­честв, способствующих формированию педагогической рефлексии;

- консультационная помощь педагогам в организации реф­лексивного управления отношениями с учащимися;

- специальный тренинг, способствующий выбору оптималь­ных вариантов поведения педагога в сложных педагогиче­ских ситуациях с учетом ожиданий учащихся;

- организация совместной деятельности педагогов и уча­щихся, способствующей лучшему знанию и пониманию ими друг друга;

- предоставление педагогам специальных методик развития и коррекции педагогической рефлексии.

Основным условием развития всех видов рефлексии является создание у педагогов установки наблюдать и анализировать собственное поведение и понимание этого поведения значимыми другими. Такой «разговор» учителя с самим собой о своём педагогическом общении, о понимании учащихся, коллег, администрации и самого себя является необходимым условием продуктивного руководства учебно-воспитательным процессом, конструирования взаимоотношений и взаимопонимания с учащимися. В этом случае он может адекватно оценивать растущие требования к нему со стороны учащихся, предупреждать возникновение психологического барьера, осуществлять коррекцию своего поведения и деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие статьи:

Наказание
Наказание — мера воздействия на воспитанников или детский коллектив, совершивших тот или иной проступок. Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво. Сторонники авторитарной педагогики выступали за широкое применение наказаний, включая телесные. Они считали наказание не столько средств ...

Педагогико-теоретические основы экологического образования и воспитания
В своей статье «Экология личности» Б.Т. Лихачев раскрывает содержание понятия «экология личности и культуры общества», которое может быть распространено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умственная ана ...

Возрастные особенности развития детей 7-10 лет. Анатомо-физиологические особенности
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов отмечают, что при организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. П.Н. Казаков считает, что при правильной методике спортивные ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru