Следует заметить, что профконсультация, как и любая педагогическая работа, требует индивидуального подхода к учащимся. Ее назначение заключается в том, чтобы каждому ученику в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями, направленностью личности помочь правильно найти свое место в жизни, чтобы выпускник школы активно и творчески мог участвовать в социалистическом строительстве.
Существует проблема, которая волнует большинство классных руководителей: на какую «меру точности» может претендовать классный руководитель в роли профконсультанта, когда он помогает учащемуся корректировать его профессиональные планы. До какого предела можно уточнять совет? Нужно ли советовать одну единственную специальность или две (основную и резервную), либо только некоторую область деятельности? Тогда какую же именно? Что нужно предвидеть, прогнозировать в связи с профконсультацией учащихся?
Прогнозная профконсультационная оценка должна относиться к следующим характеристикам ученика как будущего субъекта трудовой деятельности: 1) к успеваемости его в том или ином виде труда; 2) к удовлетворенности работой; 3) к тем затратам в виде потерь здоровья, которые понесет человек на пути к достижению успехов в труде. Эта психофизиологическая «цена» должна быть минимальной при максимальном успехе и удовлетворенности.
Поясним на примере. Человек - очень «адаптивная система», он может усвоить самые различные виды действия и приспособиться к самым разнообразным условиям и обстоятельствам. Допустим, что малообщительный, замкнутый, стеснительный человек оказался в роли продавца или организатора сельскохозяйственного производства. Возможно, он будет успешно справляться с работой за счет добросовестности, самоконтроля, мобилизации всех ресурсов ума и самообладания; успех и обусловленное им положение могут обеспечить ему сознание удовлетворенности. Но, как показывает опыт, человек такого типа в ситуациях частых контактов с людьми неизбежно испытывает нервные перегрузки, снижает работоспособность. В то же время на его месте человек общительный, подвижный справляется с подобной работой успешно. Однако, в свою очередь, он, возможно, будет вынужден бороться с дремотой при спокойной, кропотливой, монотонной работе. Тогда возникает та же проблема психофизиологической «цены». Итак, хотя почти каждый смог бы выполнить такую работу, стоит все-таки решить, какой вид деятельности наиболее соответствует данной личности с точки зрения изложенных выше критериев наилучшей адаптации к труду.
От профконсультанта требуется соблюдение норм профессионально-педагогической этики. Его деятельность является психолого-педагогической, она направлена на формирование активного, сознательного члена общества. Опытные классные руководители работу по профконсультации не отождествляют с вербовкой или превращением в замаскированную научными атрибутами систему управления профессионализацией (вхождением в профессию) личности учащегося только в интересах какой-либо узкой, социальной, ведомственной группы профессий. Она осуществляется ими с широкой позиции потребностей государства, общества. При этом обязательно учитываются интересы каждой личности.
Обоснованный совет о выборе профессии означает учет не только психолого-педагогических факторов самоопределения молодого человека. Необходимым компонентом профконсультационной деятельности является профессиональная диагностика, которая занимается изучением личности, ее психологических и физиологических особенностей. Если вид труда выбран неправильно с точки зрения состояния здоровья, он может принести вред организму, вызвать обострение какого-либо заболевания, задержать всестороннее развитие личности и т. д. Поэтому классный руководитель привлекает к своей работе по профконсультации школьного врача, специалистов-медиков, которые определяют профессиональную пригодность школьника к той или иной профессии.
Подводя итоги по вышеизложенному материалу следует отметить о том, что профессиональное самоопределение учащихся - это приоритетная задача работы классного руководителя в школе.
Педагогическая поддержка со стороны классного руководителя, направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении.
Педагогическая поддержка
классного руководителя в профессиональном самоопределении школьников включает комплекс мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой деятельности в предпочитаемой сфере, на формирование моральной, психологической готовности к труду, на профильную и профессиональную ориентацию.
Похожие статьи:
Проблемы организации практико-ориентированного обучения на
уроках физики
Выделим основные особенности учебных задач, которые, на наш взгляд, не только влияют, но и препятствуют овладению «конкретными способами деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях». Предварительно заметим, что выделенные характеристики относятся не к задан ...
Этапы становления воспитательной системы школы
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы. Первый этап развития воспитательной системы - этап становления. Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в ...
Функции досуга детей
Характерологические особенности детского досуга являются осново-полагающими для определения его функций. Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окру ...