Одной из главных задач классных руководителей и образовательного учреждения является активное сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В школах – социальных институтах, через которые проходят практически все дети, – сложились разнообразные формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Условно их можно разделить на три большие группы: формы совместной познавательной деятельности, формы совместной трудовой деятельности и формы досуга с участием родителей.
К формам совместной познавательной деятельности детей и родителей относятся:
Общественные форумы знаний (предмет, тему, методику проведения классные руководители, родители и дети определяют совместно. Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между детьми. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов);
Дни открытых уроков (проводятся в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать своё мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы);
Праздники знаний и творчества, турниры знатоков (проводятся либо между родителями и детьми, либо между смешанными семейными командами);
Совместные олимпиады;
Выпуск предметных газет;
Заседания, отчёты научных обществ учащихся;
Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, поддерживая своих детей, становясь ближе к ним в процессе совместной деятельности.
Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Они могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся;
Не менее интересными могут быть информационные часы, которые при желании могут проводить родители – профессиональные врачи, журналисты и представители других профессий;
Родители-профессионалы могут организовать в классе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.
К формам совместной трудовой деятельности относятся:
Оформление кабинетов;
Благоустройство и озеленение школьного двора;
Посадка аллей;
Создание классной библиотеки;
Сбор макулатуры;
Ярмарки-распродажи семейных поделок;
Организация родительского патрулирования (родительский патруль участвует в проведении в школе дискотек, наблюдая во время дежурства за поведением учащихся класса и делится впечатлением на очередном родительском собрании).
И, наконец, к формам досуга относятся:
Совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов;
Соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слёты, экскурсионные поездки.
Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы "Спортивная семья", "Музыкальная семья" и др. Всё зависит от того, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству в классе.
Примером форм совместной деятельности родителей, детей и классных руководителей могут служить следующие мероприятия:
1. Вечер "Мир наших увлечений"
Цель: познакомиться с увлечениями родителей и детей, лучше узнать друг друга, помочь учащимся найти любимое занятие.
Родители заполняют анкету:
- чем занимаетесь в свободное время;
- о каком увлечении могли бы рассказать;
- чему могли бы научить учащихся нашего класса.
Дети тоже заполняют анкету:
- твоё любимое занятие в свободное время;
- чему бы ты хотел научиться;
- в каких кружках хотел бы заниматься;
- о каком своём увлечении мог бы рассказать;
- чему мог бы научить своих товарищей.
На основе данных анкетирования совет дела выделяет несколько групп увлечений: музыка, живопись, животные, рукоделие, семейные праздники. Представители групп рассказывают о своих увлечениях и наглядно демонстрируют их, пытаясь научить других некоторым приёмам мастерства. Участники вечера активно поддерживают своих товарищей: поют песни, выполняют шуточные рисунки, мастерят, участвуют в конкурсах.
Похожие статьи:
Психолого-педагогические особенности
И.В. Шаповаленко считает, что в младшем школьным возрасте (7-10 лет) у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. Познавательное развитие ...
Воображение и творческий потенциал личности
Как известно, основу творческого потенциала личности составляет воображение, которое «проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир кул ...
Элективный курс
“Элементы теории игр в начальной школе” Пропедевтический курс информатики направлен на формирование у учащихся знаний, умений и навыков, отвечающих за первоначальное знакомство детей с предметом информатики. Отличительной особенностью обучения информатике на данной ступени является специфический на ...