Сущность понятия «методическое мастерство»

Страница 3

Каждое из пяти умений очень объемно, совокупно и требует особого рассмотрения, но об одном хочется рассказать подробнее. Имеется в виду способность индивидуализировать учебный процесс. Коммуникативность обучения требует не только дифференциации учащихся (по способностям, уровню обученности), что, как правило, и называют индивидуализацией, но и такого подхода, если учитываются:

индивидные свойства,

субъективные свойства,

личностные свойства ученика как индивидуальности. Ведущими являются здесь личностные свойства: контекст деятельности, собственный опыт, принципы, сфера интересов, эмоциональная сфера и положение личности в коллективе.

Обучение школьников умению общаться абсолютно невыполнимо без учета индивидуализации в предложенном понимании ее.

В связи с адаптационными умениями хочется высказать еще одну мысль. Все входящие в эту группу умения объединяет творческое начало. Оттого творчество как основной компонент методической культуры должно стать объектом специального целенаправленного развития.

4. Коммуникативные умения:

умение определять речевые взаимоотношения (речевую атмосферу);

умение быть коммуникабельным;

умение настроится на урок соответственно его содержанию и характеру;

умение настроить соответствующим образом учащихся;

умение выказывать все необходимое с помощью речи, мимики, пантомимы;

умение говорить эффектно и эмоционально;

Все эти умения для учителя, обучающего умению общаться, особенно важны. Для учителя иностранного языка обстановка общения чрезвычайно важна. Когда на уроке физики или химии учащийся может повествовать о законе Ома или Менделеева самостоятельно от своих взаимоотношений с учителем, то на уроке иноязычного общения мы обращаемся к нему с вопросами, которые, как правило, задают либо друзьям, либо добрым знакомым: “Когда ты сегодня встал?” или “Нравится ли тебе современная музыка?” Как ученик, (в рамках ролевого общения) он обязан давать ответ, но как личность (личностное общение) имеет право протестовать против вторжения в святая святых его личности, если, несомненно, нет соответствующих взаимоотношений с учителем или другими учениками как речевыми партнерами. И он протестует (хотя и мысленно), а речь блокируется еще на мотивационном уровне.

Будущего учителя надлежит также учить перестраиваться на урок, сохранять его рабочее состояние. Рабочее состояние учителя имеет свою психическую природу и складывается из определенных элементов: поглощенности задачей урока, прицела на сверхзадачу обучения, способность замечать всех и каждого, способности к самоконтролю, и, видимо, еще и соотнесенности с содержанием урока, настроенности на его тональность.

Способность организовать рабочее состояние не приходит само собой, этому нужно учить. В работе по развитию умения настроить соответствующим образом учащихся можно использовать опыт релаксопедии; многое можно почерпнуть из арсенала метода активизации резервных возможностей личности.

Так же необходимо сказать об умениях, взаимосвязанных с интенсивностью речи. Для учителя иностранного языка (в особой степени, чем для других) владение интонацией, регистрами своего голоса, мимикой, жестами, пантомимой имеет методическое значение: та или иная поза может легко затормозить, либо активизировать высказывание; смена тона голоса может влиять на запоминание школьниками речевых единиц и т.п. Этому необходимо учить специально.

5. Организационные умения:

умение организовать работу в парах;

умение организовать групповую работу;

умение организовать коллективное общение;

умение организовать класс, когда отвечает один ученик;

умение быстро распределять задания (с учетом обстоятельств, индивидуальных особенностей и умений учащихся);

умение организовать индивидуальную самостоятельную работу в классе;

умение организовать самостоятельную работу учащихся дома;

умение найти помощника среди учащихся;

умение требовать;

умение организовать внеклассную воспитательную работу.

К сожалению, программа по методике предоставляет мало возможностей для формирования почти всех указанных ниже умений, и особенно таких необходимых, как умение организовать разные режимы общения; умение организовать внеклассную работу по иностранному языку. Между тем вряд ли есть причина доказывать, как необходимо учителю уметь организовать и проводить все виды и формы внеклассных мероприятий в школе.

6. Познавательные умения:

умение проводить анализ деятельности коллег;

умение проводить анализ собственной деятельности;

умение составить научный доклад по вопросам обучения иностранным языкам;

умение принимать новое в методике и претворять методические рекомендации;

умение проводить научную работу, участвовать в исследованиях;

умение вести работу по самообразованию и самосовершенствованию.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Теоретические основания проектирования методики обучения ООП в условиях инновационной педагогической системы
С появлением в школьном учебном плане основ информатики, постепенным оборудованием школ компьютерами и прикладными программными средствами появляется необходимость в отборе содержания образования по информатике. Проектирование содержания образования по информатике является одной из сложнейших задач ...

Трудности аудирования и пути их преодоления
Общеизвестно, что слушание иностранной речи – это нелёгкое занятие, гораздо более трудное, чем чтение равноценного по языку и содержанию материала. Проблема состоит в том, что при слушании иностранной речи нас может затруднять многое: содержание речи, выбор языковых средств, которыми пользуется гов ...

Содержание и этапы работы по пунктуации в школе
Содержанием работы по пунктуации в школе являются знания по пунктуации и пунктуационные умения. Ступенчатое изучение пунктуации определяет этапы работы над пунктуационными знаниями и умениями. Пунктуационные понятия и правила, изучаемые в школе: Основная единица пунктуации. В соответствии с назначе ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru