Учителя школ используют в своей работе разные виды контроля: устный опрос, фронтальный опрос, контрольная работа, тест. Каждый вид проверки имеет свои плюсы и минусы. Устная проверка: развивает математическую речь, учащиеся учатся выражать свои мысли грамотно, но мы не можем проверить всех учащихся, не фиксируется проверка, а письменной проверкой за небольшое количество времени мы можем проверить знания всех учащихся, также фиксируется проверка и результаты, но не развиваем математическую речь и учащиеся не учатся выражать свои мысли. Поэтому проверку знаний эффективнее проводить в виде зачетных уроков. В ходе работы было проведено анкетирование учителей математики:
1. Вековшинина О.В. – учитель математики высшей категории лицея №1 г. Кунгура, стаж работы 22 года, окончила Пермский педагогический институт. Ведет алгебру, геометрию, внеклассную математику с 6-9 класс, работает по традиционной системе с углубленной подготовкой математики по учебнику Мордковича А.Г. и Атанасяна.
2. Соловьева Н.А. – учитель математики первой категории Уинской общеобразовательной школы, окончила Пермский педагогический институт. Ведет математику в 5-6 классах, алгебру, геометрию 7-9 класс, работает по традиционной системе, в своей работе использует различную методическую литературу, а также с мультимедийными средствами.
3. Воронкова Н.И. – учитель математики первой категории школы №10 г. Кунгура, окончила Пермский педагогический институт. Преподает математику в 5 классах и алгебру с геометрией в 8 классах, работает по традиционной системе, используя учебники Мордковича А.Г. и Виленкина.
4. Гедровец Ж.Н. – учитель математики первой категории школы №16 г. Кунгура, окончила Пермский пелагогический институт. Ведет математику в 5-6 классах, а также алгебру с геометрией с 7-11 класс. Работает по учебнику Виленкина, Мордковича А.Г. и Атанасяна.
Цель анкеты состояла в том, чтобы узнать:
- какими методами пользуются учителя при проверке знаний, умений учащихся;
- пользуются или нет зачетной системой при проверке знаний, умений учащихся;
- как относятся к урокам такого типа;
- что видят положительного и отрицательного в этих уроках;
- какие новые методы проверки известны;
После анализа анкет было выявлено:
- учителя считают, что контроль знаний является частью процесса обучения. Контроль повышает качество знаний, их систематизацию, создает основу для стимулирования деятельности учащихся;
- к урокам такого типа относятся положительно, так как в зачетную систему входят различные методы контроля и за один или два урока можно проверить теорию и практику. Уроки такого типа развивают: математическую речь, память, внимание, мышление;
- зачетной системой пользуются мало, так как возникает много трудностей при подготовке уроков такого типа, а полной методики в литературе не встречали.
Анализ анкетирования показал необходимость разработки зачетных уроков по алгебре за курс 8 класса, так как при проведении уроков такого типа идет комплексная проверка знаний, то есть включаются несколько методов контроля, а также повышается качество знаний учащихся.
Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных задач по данной теме была проведена экспериментальная работа, которая проходила в три этапа:
1 этап: Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить качество знаний 8а и 8б класса лицея №1 г. Кунгура. По темам: «Алгебраические дроби», «Квадратичная функция», «Квадратные уравнения», «Действительные числа».
2 этап: Формирующий эксперимент.
Цель: разработать, провести и апробировать зачетные уроки в 8а классе.
3 этап: Контрольный эксперимент.
Цель: выявить уровень знаний в 8а классе, в котором проходили зачетные уроки и в 8б классе, который работал с практической частью зачетного урока.
Исследование проходило на базе лицея №1 г. Кунгура. Были взяты два класса: 8а-экспериментальный, учитель математики высшей категории Вековшинина Ольга Вячеславовна и 8б-контрольный, учитель математики высшей категории Горбунова Надежда Сергеевна.
Похожие статьи:
Принципы отбора и адаптации знаний о русских
исследователях-путешественниках к школьному курсу географии
Отбор и адаптация материала для формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии происходит в соответствии с основными принципами отбора содержания общего образования. В современной России содержание образования определяется той целевой установкой, которая за ...
Использование деятельностного метода в обучении
младших школьников математике
Практическая адаптация новой дидактической системы требует обновления традиционных форм и методов обучения, разработки нового содержания образования. Действительно, включение учащихся в деятельность — основной вид освоения знаний в деятельностном подходе — не заложено в технологию объяснительно-и ...
Экспериментальное исследование развития социальной компетенции в процессе
обучения
Объектная область проекта: филология, поэтому опишем образовательную ситуацию данной области. В Государственном образовательном стандарте по русскому языку определены следующие умения, которыми должны обладать учащиеся при изучении пунктуации: - уметь устанавливать смысловые и синтаксические связи ...