Развитие мышления также несёт отпечаток первичного нарушения: превалирование наглядных форм мышления над понятийным, при этом более позднее приобретение умения решать наглядно-действенные задачи; использование более элементарных способов действия (копирование образца действия взрослого), плохое владение обобщенным способом действия, замедленное развитие словесно-логического мышления, всех мыслительных операций. Пересечение линий развития мышления и речи совершается позже, чем у слышащих.
Эмоциональное развитие характеризуется аффективным характером чувств, недефферинцированностью эмоциональных реакций (в основном доступны радость, гнев, страх). При этом наблюдается утрированность внешнего выражения чувств: экспрессивная жестикуляция, мимические и пантомимические движения, излишне выраженные плач и смех. Доступность выразительной стороны устной речи ограничена степенью первичного нарушения.
Для детей с нарушениями слуха существуют специальные программы обучения, реализующиеся преимущественно в коррекционных образовательных учреждениях I и II видов.
« .Нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так и после рождения. Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в различной мере и объеме располагают ослепшие».
Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребёнка, так как через зрительный анализатор мы получаем наибольшее количество информации о внешнем мире. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения в нервно-психическом развитии. При врождённой слепоте затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства, новых предметов накладывают отпечаток на развитие предметной деятельности. Позднее, чем в норме развития, появляются целенаправленные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметами (после двух лет). Грубое недоразвитие пространственной ориентации влечёт за собой нарушения общей моторики.
Эмоциональное развитие ограничено невозможностью воспринять невербальные средства общения: мимика, взгляд, жест.
Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики или относительно сохранной речи создаёт своеобразие игровой деятельности. Разрыв между речью и действием преодолевается посредством специального обучения.
Слепой ребёнок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность ребёнка опирается на сохранные анализаторы. У слепого ребёнка в условиях специального обучения формируются приёмы и способы использования слухового, двигательного, кожного анализаторов, которые представляют сенсорную основу для развития высших психических процессов.
Итак, подытоживая вышесказанное относительно разных категорий дефектов, можно отметить следующее. У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются:
ряд достаточно ярко выраженных специфических для каждой группы особенностей, влекущих за собой нарушения системы психической деятельности, которая не свойственна принятой норме развития и которая препятствует успешной адаптации детей в окружающей их социальной среде;
трудности речевого развития;
трудности в приёме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей действительности.
Соответственно, при подготовке учителей для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, необходимо учитывать все эти особенности, уделяя внимание не только методике работы с разными категориями атипичного развития, но и заботясь о формировании у будущих педагогов готовности принять ученика таким, каков он есть, умении опираться на сохранные психические процессы при построении образовательного маршрута для конкретного ребёнка.
Для реализации одного из приоритетных направлений Современной модели образования 2020: «расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях» требуется подготовка нового педагогического ресурса. Отделение «Преподавание в начальных классах» КГОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 1 им. Горького» начало подготовку специалистов, способных работать с классами, в которые включаются дети с особыми образовательными потребностями.
Похожие статьи:
Состояние проблемы формирования знаний о русских
исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и
контрольно-измерительных материалах по географии
Как известно, деятельность учителя при реализации тех или иных идей, определенных учебными программами, ориентируется в первую очередь на школьные учебники. Поэтому, чтобы установить, имеется ли реальная возможность для реализации идеи формирования географической культуры личности на основе знаний ...
История и современное состояние проблемы расстройств письма и чтения у
детей
Изучение нарушений письма и чтения у детей начинается с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что, кроме детей, не способных учиться из-за умственн ...
Педагогические и режиссерские методы Е.Б. Вахтангова
Актерские школы и студии, в которых работал Вахтангов, трудно сосчитать. Помимо Первой и Мансуровской студий Вахтангов преподавал и во Второй студии МХТ, читал лекции по системе Станиславского в «Культур-лиге», в Пролеткульте, в студиях Б. В. Чайковского и А.О. Гунст. В Шаляпинской студии он провод ...