Наряду с экологической культурой общества (и человека), имеющей целью оптимизацию социально природных отношений, реализующихся в сфере социально-экологического взаимодействия, следует выделять также антропо-экологическую культуру. Последняя означает оптимизацию антропоэкологических отношений, реализующихся во взаимодействии субъективных и объективных факторов деятельности людей, а целью гармонизации связи этих факторов в интересах бытия каждого отдельного человека, а также настоящих и будущих поколений. Различие между экологической культурой общества (и человека), с одной стороны, и антропоэкологической культурой, с другой, обусловлено различием между социально-экологическим и антропоэкологическим взаимодействием, что в свою очередь, фиксируется различием между социальной экологией и антропоэкологией.
Важно, однако, учитывать, что каждое из указанных взаимодействий осуществляется в очеловечено-природном мире, образуя в некотором роде «перекресток»: социально-экологическое взаимодействие идет как бы по «вертикали», а антропоэкологическое – по «горизонтали», в одном случае акцентируется внимание на оптимизации взаимодействия природы и общества, во втором – субъективных и объективных факторов деятельности людей. Поскольку же и соцэкологическое и антропоэкологическое взаимодействия в одной и той же деятельности людей, поскольку и те, и другие всегда представлены в неразрывном единстве и, тем самым, «всегда взаимообуславливают друг друга. Соответственно, едины и взаимообуславливают друг друга соцэкологические и антропоэкологические аспекты не должны вести к их противопоставлению, которое особенно не уместно при осмыслении основополагающих методических вопросов.
Образование – это созидание человека как человека. Оно предполагает, во-первых, усвоение систематизированных знаний, выработку простейших умений и навыков – необходимого условия подготовки человека к жизни в обществе, во-вторых, неотделимое от процесса формирования образа, духовного образа человека, его мировоззренческих – нравственных установок, ценностных ориентаций, т.е. идет рядом и совпадает с процессом воспитания. Экологическое образование также заключает познавательную составляющую. В разработке этой составляющей – разработанных форм экологического знания и в обеспечении его усвоения в процессе образования – непочатый край работы. С другой стороны, экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой и свободной личности, ее активной гражданской позиции, направленное на служение своему народу и Отечеству, верной нравственным и духовным идеалам своих отцов и дедов. Успешное формирование экологической культуры возможно, таким образом, лишь как следствие единого – познавательно-воспитательного процесса экологического образования.
Экологическую культуру человека и общества формирует, разумеется, не только «школа». Не может быть экокультурного человека в обществе, где функционирует устаревшая, не экологическая техника и технология, где социально-экономические условия безразличны для существования не только природы, но и самого человека, а идеалом является «свободная рыночная экономика» во что бы то ни стало («хоть трава не расти»), где политика и право служат достижению далеко не экологических целей, а абстрактно понимаемому движению «вперед», фактически по известному, со времен Ф.М. Достоевского, принципу всех «ультрареволюционеров» - «на всех парах через болото». Формирование экокультурного человека необходимо предполагает формирование соответствующей экокультурной среды.
Тем не менее, и с учетом сказанного, исключительно велика здесь роль экологического образования. Поскольку человек является «началом» и «концом», движителем всего экокультурного процесса, постольку именно от самого человека зависит формирование и его экокультурного статуса, и его экокультурной среды. В зависимости от того, какие экологические знания получили инженеры и техники, экономисты и социологи, политики и правоведы и т.п., в какой мере они духовно выстроили себя и приобрели подлинный, настоящий образ Человека, в какой мере они ощущают ответственность перед своим народом и Отечеством, перед всем человечеством, нынешними и будущими поколениями, в зависимости от этого (и от многого другого) будет сформирована та или иная экологическая культура человека и общества, в т.ч. его экокультурная среда.
Экологическое образование способно выполнить эту свою ведущую роль лишь в том случае, если оно будет «хорошим» образованием – содержательно и организационно адекватно оформленным, если оно будет непрерывным и охватит собой (непосредственно и опосредованно) все стороны жизни человека и общества. В сферу и процесс экологического образования органично должны быть включены семья, школа, колледж, вуз, различные формы повышения квалификации и образования взрослых, средства массовой информации, литература, искусство, церковь. Экологическое образование, как, впрочем, образование вообще, должно занимать приоритетные позиции в государственной политике и во всей общественной жизни. В общественном сознании настойчиво должно формироваться мнение, что образованным и культурным человеком может считаться тот, кто, вместе с тем, образован и культурен в экологическом отношении и только такие люди могут занимать сколько-нибудь значимые посты в стране и регионе. В конце концов, любая деятельность, любые цели являются никчемными и бессмысленными, если направлены не на выживание человека и человечества, а, наоборот, способствуют приближению всеобщей экологической катастрофы.
Похожие статьи:
Аспекты социальной компетентности в профессиональной практике
Существуют различные подходы к определению и классификации социальной компетентности. Так, одни ограничивают понятие социальной компетентности конструкциями «отношение к себе», «сознание ответственности» и «отношение к другим». В целом, необходимо констатировать, что операционализация социальной ко ...
Использование лабораторного эксперимента для активизации учащихся и
развития их творчества
Призванный утвердить физику как науку опытную, он выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков ...
Способы повышения методического мастерства учителя
В ходе педагогической деятельности стало необходимо объективно давать оценку уровню сформированности педагогического мастерства у того или иного педагога. Проведя анализ психолого-педагогическую и методическую литературу, мы выделили критерии этой оценки: 1. разнообразие методов, средств, форм и ви ...