Способы повышения методического мастерства учителя

Страница 1

В ходе педагогической деятельности стало необходимо объективно давать оценку уровню сформированности педагогического мастерства у того или иного педагога. Проведя анализ психолого-педагогическую и методическую литературу, мы выделили критерии этой оценки:

1. разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна;

2. соответствие опыта работы новым успехам передовой педагогической практики;

3. продуктивность, актуальность и оптимальность достигнутых итогов, их стабильность на протяжении длительного времени в изменяющихся обстоятельствах;

4. способность учителя иностранного языка обобщать и анализировать свой опыт, обмениваться им с другими педагогами.

В процессе аттестации учителей, в том числе учителей иностранного языка, дается оценка их способности управлять ходом обучения и воспитания, что необходимо для высокой квалификации.

Периодически обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего мастерства.

Учитывая сложность, многогранность и длительность процесса формирования и развития педагогического мастерства, в нём условно можно выделить следующие этапы:

I этап: профессиональное просвещение;

II этап - профотбор и профподготовка;

III этап:- профадаптация;

IV этап - профессиональный рост;

I этап связан с учёбой в старших классах школы, гимназии, лицея или колледжа. На этом этапе развивается позитивное отношение девушек и юношей к тому или иному виду деятельности. Они получают от педагога, родителей, знакомых, из средств массовой информации данные об интересующих их видов профессиональной деятельности и готовятся к поступлению в учебные заведения.

II этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.

III этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они соотносят верность теоретических положений на практике и расширяют свои знания, умения и навыки, то есть, происходит своеобразная «примерка» избранной профессии к себе со стороны студентов, в итоге которой они делают умозаключение о верности или неверности своего выбора.

IV этап связан с самостоятельной активностью молодых людей в области профессии. В процессе своей самостоятельной работы они реализовывают полученные ранее знания, умения и навыки, поэтапно формируя своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный, его успешность зависит от многих обстоятельств.

Педагоги периодически проходят аттестацию с целью приобретения той или иной квалификационной категории, от которой на прямую зависит оплата их труда. Так, имеются следующие категории квалификации педагогов: высшая, I, II и III категории, но определение уровня мастерства педагога - одна из непростых проблем, стоящих перед администрации школ, работников народного образования. Можно ли оценить итоги педагогической деятельности?

Оценить деятельность учителя очень непросто, так как его работа многогранна, многопланова, включает в себя разные виды активности: учебную, воспитательную, организаторскую, исследовательскую и др. Оттого здесь следует придерживаться комплексного подхода.

Во-первых, в ходе присвоения квалификационной категории нужно, прежде всего, давать оценку не только знания, умения, навыки учителя, но и его отношение к работе, степень его ответственности и уровень развития положительных личностных качеств.

Во-вторых, аттестация не может быть однодневной акцией, она должна реализовываться в течение всего учебного года или, в крайнем случае, нескольких месяцев, на основе составленного и утверждённого плана.

В ходе взаимооценки и самооценки рекомендуется использовать следующую таблицу.

Педагогическое мастерство заключает в себе 4 основных компонента, каждый из которых, в свою очередь, также состоит из 4-х элементов, всего их 16.

Следует отметить, что, если учитель не достиг высшего уровня квалификации, то он должен непрерывно работать над собой, усовершенствовать свои знания, умения и личностные черты, повышая тем самым свой профессионализм. При этом недостающие структуры он может временно компенсировать имеющимися, продолжая ход самообразования и самовоспитания. Этот процесс можно также условно подразделить на ряд этапов.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Способы развития активизации деятельности ученика на уроках физики на примере закона архимеда
Борьба за действенность знаний должна начинаться у истоков этих знаний, т.е. с самого начала овладения учащимися фактическим материалом основ физики, в процессе изучения ими систематического курса физики. Прежде всего, знания учащихся должны быть глубоко осмысленными и твёрдыми. Нельзя применять то ...

Трудности, связанные с языковой формой сообщения
Эти трудности возникают по двум причинам: благодаря содержащемуся в сообщении неизученному языковому материалу и вследствие имеющегося в сообщении знакомого, но сложного для восприятия на слух языкового материала. Вопрос о целесообразности включения в тексты для аудирования незнакомого материала не ...

Работа над изобразительными средствами в свете развития речи учащихся 5 класса
Развитие речи – это а) процесс обучения детей речи; б) область методики преподавания русского языка. Развитие речи учащихся - одна из главных задач учебного предмета "Русский язык". В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, а часто и читали, и писали. Безусловно, ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru