Существуют различные подходы к определению и классификации социальной компетентности. Так, одни ограничивают понятие социальной компетентности конструкциями «отношение к себе», «сознание ответственности» и «отношение к другим». В целом, необходимо констатировать, что операционализация социальной компетентности в смысле конкретных способов действий является основной проблемой данной области исследований.
В дальнейшем мы будем следовать достаточно обоснованной точке зрения. Различные аспекты социальной компетентности в их связи с проблемами профессиональной практики можно разделить на две группы: ненаблюдаемые способности и наблюдаемые способности.
Ненаблюдаемые способности являются основой развития социально компетентного поведения. Гибкость в межличностном общении является основной предпосылкой социально-компетентного поведения. Она понимается, как способность человека по возможности приспосабливаться к изменению ситуации. В связи с этой способностью необходимо рассматривать ролевую гибкость, которая обеспечивает вхождение человека в роль, ожидаемую его партнерами по взаимодействию. Способность к реализации понимается, как способность человека реализовывать свои индивидуальные цели. Способность к сопереживанию характеризует способность к пониманию поведения партнера (вхождение в состояние партнера). Восприимчивость - это способность к правильной оценке не только партнеров по взаимодействию, но и социальной ситуации в целом. В конечном счете, данные способности обусловливают специфические характеристики социальной компетентности: гибкость внутренняя и ролевая учитывает ситуационную специфичность; способность к реализации связана с целевой ориентацией и рациональностью; способность к сопереживанию и восприимчивость отражают способность к взаимодействию. Если человек не обладает определенным минимумом данных способностей, его поведение не может быть социально компетентным.
К ним относятся:
гибкость в межличностном общении;
ролевая гибкость;
способность к реализации намерений;
способность к сопереживанию;
восприимчивость.
Наблюдаемые способности
Поскольку наблюдаемые способности прямо связаны с социально компетентным поведением, поддаются наблюдению и имеют особое значение в рамках профессионального взаимодействия. К наблюдаемым способностям относятся:
способность к коммуникации;
способность к кооперации и координации;
способность к управлению конфликтами;
способность к работе в команде.
Социально компетентное поведение человека всегда связано с эффективным использованием одной или нескольких из этих способностей. Отдельные способности, как правило, тесно связаны между собой, и это должно особо учитываться при проведении тренинга. Однако для целей анализа мы будем рассматривать их раздельно. Поскольку дальнейшие рассуждения касаются в первую очередь анализа наблюдаемых способностей, а не их применения, речь пойдет именно о способностях к коммуникации, координации, групповой работе и т.д. (а не о соответствующей компетентности).
Похожие статьи:
Функции форм обучения
Обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи обучаемым знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. Восп ...
Психолого-педагогические особенности
И.В. Шаповаленко считает, что в младшем школьным возрасте (7-10 лет) у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. Познавательное развитие ...
Эхолалия
Известно, что в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Функции этого подражания, впрочем, трудно определить в одной формуле. В аспекте поведения подражание есть идеомоторное приноравливание за счет которог ...