Авторы другой концепции школьного химического образования, В.В. Сорокин и Л.С. Гузей задачей современного курса химии считают "показ вещественного устройства мира, сути происходящих изменений веществ, возможностей управления этими изменениями с целью использования в практической жизни общества".
Разработано и существует много программ по химии, так что у учителя есть возможность выбрать одну из них, отвечающую интересам и склонностям учащихся, особенностям класса, профилю школы.
Для учащихся гуманитарного направления существует программа учебного предмета "Химия" И.М. Титовой. В объяснительной записке автор указывает идеи, на которых основано построение программы учебного курса:
1. Необходимость включения предмета в учебный план классов гуманитарного профиля определяется спецификой его вклада в развитие личности учащегося.
2. Содержание программы ориентирует на усиление связи изучаемого с жизнью, опытом и знаниями учащихся, активное использование межпредметных связей.
3. При построении программы был сохранен ряд важнейших разделов курса химии общеобразовательной школы.
4. Учет гуманитарных склонностей учащихся, а также ориентация курса на максимальное использование развивающего потенциала учебного предмета.
Автор другой программы по химии для гуманитарных классов (8-9), Г.Н. Кокуева указывает следующие основные принципы своей концепции преподавания химии для гуманитариев.
1. Сокращение общепринятой школьной программы за счет уменьшения объема фактического материала. Школьники должны иметь четкое представление о химии как науке и химическом производстве хотя бы на уровне идей.
2. При выборе формы подачи учебного материала явное предпочтение отдается такой, которая стимулирует образно-художественное мышление учащихся и позволяет именно на нем строить познавательный интерес.
3. Прочное овладение учащимися химическим языком и некоторыми химическими операциями.
Авторами одной из программ курса органической химии для 10 классов гуманитарного профиля являются Г.М. Чернобельская и Л.Н. Дорохова, которые отмечают: "Естественно, что глубина химической подготовки учащихся, конкретные задачи обучения химии в таких классах будут различны. Содержание курса химии при любом направлении дифференциации должно включать изучение состава, строения и свойств химических соединений, генетической связи между ними, закономерностей протекания химических реакций и т.п. Различие же курсов химии будет состоять в глубине проработки изучаемого материала".
В многообразии концепций и учебных программ можно выделить общие положения, которые объединяют разные подходы к обучению химии.
Во-первых, отбор содержания обучения химии происходит с учетом интересов и потребностей всех участников образовательного процесса, и в первую очередь ученика как свободной, самоопределяющейся личности. Все авторы стремятся к тому, чтобы содержание обучения было полноценным, учащиеся постигали бы основы общечеловеческой культуры с учетом национальных и региональных особенностей и традиций.
Во-вторых, в результате изменения целевой направленности химического образования приоритетной становится развивающая функция обучения. Преподавание химии, направленное на развитие личности школьника и овладение им основами важнейших химических знаний и методами с веществами и химическим оборудованием, будет способствовать развитию интеллекта и повышению уровня химической подготовленности членов общества, создает предпосылки к полноценному использованию ими возможностей химии в сфере экономики, культуры, быта, защиты окружающей среды.
Похожие статьи:
Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала русских народных
сказок
Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных. Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человеческого характера: лиса - хитрость, волк - глупость, заяц - трусость и т.д. Столкновение этих ...
Структура высшего образования
В структуру высшего образования входят образовательные и образовательно-квалификационные уровни: Образовательные уровни: – Неполное высшее образование Неполное высшее образование – уровень высшего образования человека, который характеризует целостность его интеллектуальных качеств и определяет личн ...
Общее положение высшего образования в жизни американцев
Уже сам факт поступления в один из наиболее престижных университетов США означает для выпускника средней школы определенный успех. Из трех миллионов человек, которые ежегодно оканчивают среднюю школу, примерно миллион продолжает учиться, чтобы получить высшее образование. Удачливых абитуриентов обы ...