Целостность педогогического процесса

Педагогика и воспитание » Целостность педогогического процесса

Страница 3

А что же обуславливает организацию педагогического процесса? Мы наслышаны об авторитарной педагогике и педагогике сотрудничества, педагогике коллективного воспитания. Характер учебно-воспитательного процесса подчеркивает тот факт, как складываются отношения между воспитателями и воспитуемыми. Из курса психологии мы знаем о стиле отношений; авторитарном, демократическом, либеральном. Так вот, сама организация педагогического процесса обусловлена характером, стилем отношений между воспитателем и воспитуемым. Следует всегда помнить, что ученик или коллектив, с которым вы работаете – это не только объект воспитания, но и субъект. Главным признаком успешного взаимоотношения являться совместная деятельность воспитателя и воспитуемого. Примером тому могут быть методика коммунарского воспитания и педагогика сотрудничества.

'Взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие» (соуправление) – совместное управление делами в коллективе. Если представить ребенка как объект педагогического процесса, то имеется в виду, что это индивидуальность, развивается в соответствии с педагогическими целями. Совсем иное ребенок как субъект педагогического процесса – это развивающаяся личность со свойственными ей потребностями, задатками, интересами, запросами, стремлениями, характером, особенностями усвоения знаний. Поэтому мы говорим, что процесс обучения и воспитания носит субъектно-объектный характер. С учетом такого характера учебно-воспитательного процесса осуществляется гуманизация педагогического процесса.

Социализация личности – это процесс подготовки воспитанника к жизни в обществе. Он происходит в результате усвоения культуры человеческого общества. Социализация личности происходит в педагогическом процессе, так как его содержание весьма тщательно отбирается, структурируется и оценивается с позиции мировоззрения личности, его возрастных особенностей. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта различных областей знаний: науки, культуры, идеологии, производственных технологий, основ производства, юридического, правового опыта и т.д.

Содержание раскрывает основы всех наук, то есть это группа основополагающих знаний, опыта, умений, которые необходимы в любой области человеческой деятельности. К основополагающим наукам относятся языкознание, математика, физика, химия, биология, география и др. Основы наук помогают удерживать учебный план школы на уровне современных достижений в науке. Сегодня речь идет о стандарте в образовании и базовом содержании образования.

Требованиями стандарта в образовании предусматривается базовый компонент в структуре образования. Это та основа знаний, которую должен успешно освоить каждый школьник, ибо она обеспечивает общение двух поколений, развивает мировоззрение школьника, служит отправным моментом выбора профессии. Это тот минимум знаний и умений, на основе которого происходит социализация личности. Базовый компонент содержания образования решает и проблему гуманизации личности, так как все дети в обществе поставлены изначально в равные стартовые условия относительно того содержания общественного опыта, который они начинают изучать. Но вместе с тем личностные качества и уровень психического развития ученика приводят к дифференциации детей по уровням усвоения базового компонента образования, И тогда каждый ученик выбирает из всего опыта человеческой культуры то направление деятельности, в котором он может достичь лучших результатов, где у него идет более успешное усвоение знаний, где умения в применении приобретенных знаний доставляют ему большее удовольствие, а сопутствующие трудности обучения он преодолевает значительно быстрее и без труда. Именно этот личностный фактор обеспечивает успешную адаптацию и социализацию в обществе.

Определим основные содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Общие и отличительные признаки театрального и педагогического действия
Система К.С. Станиславского показывает, что в театральном и педагогическом искусстве много общего. Педагог и актер должны знать и чувствовать аудиторию – передовую и отсталую ее часть, понимать, на кого ориентироваться и кому помогать. Надо знать азы человеческой реакции в зависимости от возраста, ...

Становление инновационных педагогических систем в условиях информатизации образования
Новые социально-экономические реалии развития России, которые характеризуются существенным повышением социальной и профессиональной мобильности ее населения, требуют поиска новых адекватных форм организации образования, способных удовлетворить возрастающие потребности граждан в получении или в сове ...

Систематизация текущего контроля успеваемости
Как уже говорилось в предыдущем пункте, текущий контроль это проверка посещаемости студентами занятий, проверка их знаний и навыков на занятиях, проверка качества конспектов лекций и иных материалов; проверка выполнения контрольных работ, тестирование по разделам учебных дисциплин и т.п. Результаты ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru