Система К.С. Станиславского показывает, что в театральном и педагогическом искусстве много общего. Педагог и актер должны знать и чувствовать аудиторию – передовую и отсталую ее часть, понимать, на кого ориентироваться и кому помогать. Надо знать азы человеческой реакции в зависимости от возраста, пола, профессиональной направленности. Сходство театральной и педагогической деятельности можно проследить по следующим параметрам.
1. По цели (воздействие человека на человека с целью вызвать переживания).
2. По содержанию (коммуникативные творческие процессы).
3. По инструменту (психофизическая природа педагога и актера сама по себе является инструментом для осуществления деятельности).
4. Процесс театрального и педагогического творчества реализуется в обстановке публичного выступления (и зрители, и учащиеся являются соучастниками процесса).
5. Объект воздействия одновременно становится и субъектом творчества.
6. Творчество осуществляется в отведенное для этого определенное время, что требует оперативности в управлении своим психическим состоянием.
7. Результаты этого творчества динамичны, они развиваются, то есть важен не только итог, но и процесс.
Не менее важно знать и основные отличия педагогического и актерского мастерства. Изучать актерское мастерство в педагогическом вузе нужно осторожно. Лишними, а часто и опасными могут быть театральная выразительность и наигранное поведение. О.С. Булатова систематизировала различия между актерской и педагогической деятельностью, называя, в частности, различия:
– в предмете представления (перевоплощение актера в другую личность и отношение педагога к ситуации, диктуемое его ролевой позицией);
– в границах сферы деятельности (вымышленные у актера и реальные у педагога условия существования);
– в специфике общения (актер тяготеет к диалогу, преподаватель – к монологу);
– в продолжительности деятельности (более длительная у преподавателя, чем у актера);
– в возможностях импровизации (у преподавателя границы творчества шире, импровизация не только допустима, но и необходима);
– в разнообразии программы деятельности (у преподавателя в один день она может быть разной в рамках разных ролей) и т.д.
А.С. Макаренко подчеркивал эстетическую направленность актерского труда: «В театре мы получаем эстетическое наслаждение от игры актера, а в педагогике тот же живой организм, но не играющий, а воспитывающий». Заимствовать элементы театральной педагогики для подготовки преподавателя и воспитателя – не значит, что из педагогов надо делать актеров. Нужно стремиться воспитать педагога с качествами актера, которые будут проявляться в зависимости от возникающих педагогических задач.
Суммируя сказанное, выделим основные признаки, черты, сближающие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность, а также характеристики, показывающие специфику каждого труда. Рассмотрим основные черты, характеризующие педагогическую и актерско-режиссерскую деятельность.
Общие черты театрального и педагогического действия:
1. Содержательный признак – коммуникативность, ибо общей основой является взаимодействие, живое сотрудничество разных индивидуальностей.
2. Инструментальный признак – личность творца и его психофизическая природа как инструмент воздействия.
3. Целевой признак – воздействие человека на человека и вызов определенного переживания у партнера.
4. Процессуальные характеристики: творчество осуществляется в обстановке публичности, регламентировано во времени; результат творчества динамичен; наблюдается общность переживаний актера и зрителя, актера и режиссера, педагога и ученика; объект воздействия является одновременно и субъектом творчества, сотворцом; творчество носит коллективный характер.
5. Структурный признак – анализ материала; определение проблем, противоречий; рождение замысла, разрешающего противоречия; воплощение; анализ результата; корректировка. Работа над уроком и ролью происходит в трех периодах: репетиционный – у актера, доурочный – у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ. Образ героя – у актера, образ урока – у учителя; технический. Период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому заказу деятеля. Закрепляется, «обкатывается» на репетициях роль актера, у учителя «репетируется» урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план; период воплощения творческого замысла. Работа актера на спектакле, учителя – в классе.
6. Концептуальные признаки: наличие элементов работы, не поддающихся автоматизации, самостоятельного и свободного творчества; осуществление социальной функции – функции воспитания; присутствие интуиции, чутья, вдохновения; специфические профессиональные эмоции; необходимость непрерывной внутренней работы (тренировочной и «над предметом»).
Похожие статьи:
Сущность эстетических ценностей и идеалов человека
Категория «эстетические ценности» достаточно широко используется в современном научном лексиконе, однако это вовсе не значит, что она столь же стара, как мир. Обратимся к предыстории этого понятия. Эстетика как философская наука о прекрасном складывается в виде самостоятельной дисциплины лишь XVIII ...
Особенности формирования представлений младших школьников об
эстетических ценностях и идеалах
Исследователи рассматривают эстетическое воспитание как целостный педагогический процесс, формирования представлений младших школьников об эстетических ценностях и идеалах. В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство, помещения, опрятность костюма, форма личных отношений ...
Экскурсия как средство представлений об эстетических ценностях и идеалах
Средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны - начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. К важным источникам эстетического опыта детей относится и э ...