В рамках современной лингвистики необходимо отметить, что язык по сути является иерархической структурой, состоящей из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы как: слова, фразеологические и другие устойчивые словосочетания, клише, этикетные и речевые формулы.
Поскольку целью обучения является развитие устных и письменных форм общения, то владение лексикой иностранного языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности её использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели.
Формирование лексических умений и навыков предполагает не только учет сведений формально-структурного характера, но и знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка.
Из этого следует, что формальная и функциональная стороны являются разными аспектами одного и того же явления. В процессе коммуникации не может быть формы без функции и наоборот. При этом необходимо учитывать тот факт, что между функцией и формой нет однозначного соответствия, общие для многих языков коммуникативные категории (просьба, приказ и т.д.) в разных языках имеют свою специфику выражения.
За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значения и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения.
При осуществлении говорения и письма необходимы следующие навыки, умения и знания:
А) продуктивные навыки:
• правильно выбирать слова, словосочетания в соответствии с коммуникативным намерением;
•правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях;
•владеть лексико-смысловыми и лексико-тематическими ассоциациями;
•сочетать новые слова с ранее усвоенными;
•выбирать строевые слова и сочетать их со знаменательными;
•выбирать нужное слово из синонимических и антонимических оппозиций;
•выполнять эквивалентные замены;
•владеть механизмом распространения и сокращения предложений;
•приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего, обладать быстрой реакцией и др.
Б) рецептивные навыки (слушание, чтение):
•соотносить звуковой, зрительный образ с семантикой;
•узнавать и понимать изученные слова, словосочетания в речевом потоке, графическом тексте;
•раскрывать значения слов с помощью контекста;
•понимать значения слов с опорой на звуковые или графические признаки (аффиксацию, конвертированные лексические единицы, заимствованные слова и т.д.)
•дифференцировать сходные по звучанию и написанию слова;
•владеть механизмом рецептивного комбинирования;
•широко пользоваться прогнозированием и ориентирами восприятия для создания установки на выполнение определённой деятельности с новым (или ранее усвоенным) лексическим материалом и другие;
В)социокультурные знания и умения области лексики:
•знание безэквивалентной лексики и умение понимать её в текстах (в том числе и с использованием справочников);
•знание лексики, обозначающей предметы и объекты повседневного быта стран изучаемого языка (денежные единицы, меры веса, длины, обозначения времени, дорожные знаки)
•знание речевых и этикетных формул (особенностей обращения взрослых к детям, школьников к учителям, партнеров по общению разных возрастных и социальных групп) и умение строить речевое поведение в соответствии с нормами общения, принятыми в стране изучаемого языка;
Г) лингвистические знания в области лексики:
•знание правил словообразования лексических единиц и их сочетаемости;
Похожие статьи:
Укрепление материально-технической и финансовой базы
Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в ре ...
Теоретические основания проектирования методики обучения ООП в условиях инновационной
педагогической системы
С появлением в школьном учебном плане основ информатики, постепенным оборудованием школ компьютерами и прикладными программными средствами появляется необходимость в отборе содержания образования по информатике. Проектирование содержания образования по информатике является одной из сложнейших задач ...
Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников с задержкой
психического развития
Важнейшей задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 7 вида является развитие речи. Это связано с особенностями общего и речевого развития учащихся данной категории. На уроке чтения учитель постоянно следит за грамматической и стилистической правильностью высказыв ...