Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников с задержкой психического развития

Страница 1

Важнейшей задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 7 вида является развитие речи. Это связано с особенностями общего и речевого развития учащихся данной категории.

На уроке чтения учитель постоянно следит за грамматической и стилистической правильностью высказывания, поправляет ошибки и предлагает повторить правильно оформленную фразу. Такие же требования он предъявляет и к точности произношения звуков в словах, ударений, к соблюдению правил орфоэпии, интонационной правильности речи.

Пополнение словарного запаса детей происходит в процессе изучения художественных произведений с помощью различных, показанных ранее, приемов словарной работы. Диалогическая (разговорная) речь развивается в ходе работы над прочитанными текстами, при их анализе. Школьники участвуют в беседе учителя с классом, отвечают на его вопросы, сами задают вопросы друг другу. Содержание такой работы, способствующей развитию диалогической речи, также приведено в разделе, посвященном проблеме совершенствования навыка понимания прочитанного.

Цыпина Н. А. уделяет особое внимание развитию монологической речи учащихся. Элементы такой работы встречаются уже тогда, когда для анализа текста в ходе вопросно-ответной беседы требуются связные высказывания. Как уже отмечалось, учителю в этих случаях нельзя удовлетворяться односложными ответами нескольких учеников, хотя и дополняющих друг друга и складывающих вместе ту сумму фактов, которая нужна для правильного ответа. Нужно предоставить возможность одному или двум школьникам повторить полностью, связно весь материал, полученный из коллективных ответов.

В букварный период развитию монологической речи способствуют имеющиеся в учебниках задания: «вспомнить и продолжить содержание широко известных русских народных сказок или детских стихотворений». Однако для того, чтобы дети с задержкой психического развития могли такие задания выполнить, их необходимо, как отмечалось ранее, знакомить с этими сказками и стихами еще в подготовительный период. Тогда выполнение заданий будет достигать намеченной цели. В качестве упражнения для развития речи является составление рассказов по имеющимся в Букваре, Азбуке и Родной речи сюжетным картинкам или по серии картинок, которые в данном случае представляют собой картинный план рассказа.

На первоначальных этапах обучения ведется, как правило, работа над подробным пересказом. Затем вводится выборочный пересказ, а в 3-4 классе детей обучают наиболее сложному — краткому пересказу.

Подробный пересказ вполне посилен детям с задержкой психического развития: они последовательно, логично и полно воспроизводят текст, небольшой по объему и доступный по содержанию. Правильный подробный пересказ не только свидетельствует о запоминании текста, не только служит для закрепления в памяти его содержания, но говорит о понимании прочитанного, активно способствует обогащению словаря, усвоению средств художественной выразительности, упражнению в правильном построении предложений. В начале обучения дети осуществляют пересказ по вопросам учителя, а также иллюстрациям в учебнике. Уже в 1 -м классе они должны уметь передавать содержание, заменяя местоимения 1-го лица наименованием персонажа.

Обучение выборочному пересказу проводится на основе уже сформированного навыка выборочного чтения, когда дети умеют подобрать из текста материал, существенный для характеристики действующего лица, его поступков или для описания каких либо событий и т.п. Дети постепенно приучаются объединять этот материал и давать пересказ сначала отдельного отрывка, а потом нескольких связанных заданием отрывков. Обучать выборочному пересказу начинают с текстов, имеющих яркую и определенную сюжетную линию, и четко формулируют ребенку задачу отбора нужного материала. Вначале полезно бывает предложить ученику повторить задание, а по мере выполнения выборочного пересказа несколько раз переспрашивать его об этом задании, чтобы помочь ему удержать задачу в памяти и не сбиться на другие сюжетные линии.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Место проблемных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников
Прежде чем определить место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников, дадим характеристику проблемно-развивающего обучения и проблемных ситуаций. Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее ...

Теории и типы девиаций
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некото ...

Соревновательно-игровой метод обучения с элементами баскетбола
Начиная с четвертого класса в нашей школе, успешно практикуется соревновательно-игровой метод с элементами баскетбола. Данный метод любим и интересен всем детям, интересен во всех аспектах, хорошо воспринимается всеми учащимися. Огромное количество технических приемов, которые необходимо разучить, ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru