Проведенное исследование показало, что проблема формирования связной речи является одной из самых актуальных в логопедии.
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих речевыми нарушениями, большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей.
Целью исследования было изучение связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня и определение основных направлений ее формирования.
Проведенное исследование выявило ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с речевым недоразвитием, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Проведенная практическая работа позволила сделать некоторые выводы:
-Уровень готовности к школьному обучению к шестилетнему возрасту у детей с ОНР III уровня очень низкий, поэтому овладение детьми навыков устной связной речи возможно только в условиях специального целенаправленного обучения.
-В работе необходимо уделять внимание овладению детьми навыка планирования связных развернутых высказываний различного типа.
-В ходе работы необходимо опираться на дифференцированный и индивидуальный подход.
-Эффективно использовать коллективную работу на занятиях, при которой дети вносят дополнения в рассказ другого ребенка, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.
Для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимо развивать у детей монологическую и диалогическую речь.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ.
Многие авторы предполагают свои методы обучения детей с ОНР связному высказыванию.
В дипломной работе рассматриваются различные задания необходимые для составления описательных рассказов по сюжетным картинкам. Описанная система работы позволяет детям значительно уточнить, расширить запас речевых категорий (лексических, грамматических), используемые в повседневной жизни, и в определенной степени подготавливает их к овладению программой по русскому языку в школе.
Предложенная система работы по составлению сказки с опорой на рисунки, предварительно прочитанные тексты, способствует успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР.
Таблица 1 Результаты комплексного исследования связной речи детей с ОНР на констатирующем этапе эксперимента
№ |
Ф.И. ребенка/Методика |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
1 |
Агафонова Арина |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Белозерский Влад |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Власова Лиля |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Гулян Рудик |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
5 |
Даниленко Егор |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
Коротков Кирилл |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
Малютин Дима |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Мануйлов Давид |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Поляков Дима |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Сиротенко Егор |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
Шевченко Кристина |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Похожие статьи:
Развитие методов поощрения и наказания в различных странах
Вопрос о поощрениях и наказаниях воспитания детей является в педагогике одним из самых запутанных. Более того- щепетильных. Ведь исходя из идеалов гуманизма, ребенка нельзя наказывать ни в коем случае, а поощрением для него должно являться только чувство переживания успеха, ощущение личностного рос ...
История развития видов живописи
Технология живописных материалов и техника живописи имеют свою историю развития. Технология живописных материалов занимается изучением живописно-технических свойств материалов, способов приготовления и наиболее целесообразного применения их в живописи. В своей работе художник применяет определенные ...
Домашняя работа как одна из форм организации учебной
деятельности
Домашняя работа учащихся при обучении математике необходима. В ходе домашней работы закрепляются формируемые навыки, создаются условия для тренировки детей в самостоятельном применении приобретенных под руководством учителя знаний. Однако, изучая опыт, приходится констатировать, что одним из типичн ...