Технология живописных материалов и техника живописи имеют свою историю развития.
Технология живописных материалов занимается изучением живописно-технических свойств материалов, способов приготовления и наиболее целесообразного применения их в живописи.
В своей работе художник применяет определенные материалы: масляные краски, гуашь, темперные, восковые, акварельные и другие. В зависимости от этих материалов и различают виды живописи: масляная живопись, темпера, гуашь, энкаустика, акварель и т. д. Знание материалов и техники дает возможность художникам полнее и многообразнее выполнять живописные задания.
Манера письма старых мастеров значительно отличалась от современной, так же как материалы, применяемые ими, отличались от современных материалов.
Данные анализов и письменные источники, на основании которых мы изучаем технику прошлого, не могут дать точных сведений о системе письма, применяемых пигментах и связующих веществах.
Изучение этих вопросов осложняется тем, что связующие вещества красок (масла и смолы) в процессе старения настолько сильно изменили свой состав и физико-химические свойства, что их первоначальные качества почти не поддаются исследованию.
Поэтому исследователям старинной техники живописи очень трудно дать всесторонний и обоснованный вывод по системе письма и применявшимся в то время материалам.
Живопись в период первобытнообщинного строя вначале представляла собой плоскую раскраску домашней утвари, оружия и другого, и лишь позже, на более высокой ступени культуры появляются моделировки, стушевывание и переходы тона.
В древности живописцы употребляли самые простые материалы естественного происхождения, так, например, в качестве красящих веществ применялись природные земли (охры, сиены, умбры и др.), растительные отвары и соки.
Древнерусские живописцы применяли киноварь, черлень, лазурит, крутик, ярь-медянку, бакан, охру и др.
Киноварь — старейшее красящее вещество, применявшееся почти во всех видах искусства древности, благодаря красивому и яркому тону краски и сравнительно простой технологии приготовления.
Еще в старину большие залежи природной киновари были известны на территории нынешней Днепропетровской области (недалеко от села Никитовки).
Технология производства естественной киновари состояла в сортировке и отборе чистой краски из руды и измельчения ее посредством перетира с водой на гранитных или мраморных плитах. (Тонкий перетир придает этой краске более яркий и интенсивный тон.)
Русским мастерам известен также был и способ приготовления искусственной киновари. В рукописях XV века приводится рецептура и описание процесса приготовления киновари:
1 часть ртути стирается с 2 частями серы, полученная смесь черного цвета нагревается в закрытом сосуде. Горную киноварь экспортировали в другие страны.
Для приготовления голубой краски живописцы древней Руси применяли минерал-лазурит.
Лазурит в виде синего камня встречается очень редко. Месторождения его находятся в Средней Азии в Бадашхане.
Краска очень ценилась и считалась в старину самой лучшей синей краской, благодаря красивому тону и превосходной светостойкости. Ею пользовались иконописцы, а также писались миниатюры в книгах.
В качестве синей краски русские живописцы долгое время пользовались крутиком, который получали на юге России из местного растения крутик.
Похожие статьи:
Результаты работы по программе экологического образования и
воспитания младших школьников
Формирующий эксперимент, проводимый по нашей программе во втором классе читинской средней школы № 47 показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. Так, наприм ...
Структура, формы и методы методической работы
Методы методической работы – это упорядоченные способы деятельности по достижению целей. Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей. По формам методическая работа делится на групповые и и ...
Этапы формирования культуры поведения в дошкольном возрасте
Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте проходит поэтапно. На каждом из этих этапов дети согласно возрастным психологическим особенностям усваивают культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания ку ...