Школьное математическое образование в Республике Татарстан в течение XX в. развивалось в сложных условиях внутренней и международной обстановки. Для подготовки учителей создавались также учебные заведения, как Казанская Центральная крещено-татарская школа, Казанская татарская учительская школа. Для решения задач вооружения учащихся знаниями основ наук явилось обеспечение школ республики учебниками по математике на русском и на родном языке. Из-за отсутствия таких учебников часто пользовались их переводами в процессе классного занятия. Постепенно вводились различные учебные планы и программы.
Поиски структуры и содержания новой школы сопровождались значительными трудностями. Требовалось приблизить преподавание математики к повседневной жизни, приспособить знания и умения учащихся к различным ситуациям, встречающимся в трудовой деятельности. Поэтому в местные варианты проектов программ, в учебники, задачники часто включались разного рода практические задачи: измерение на местности, составление отчетов и смет, съемка плана, разбивка участка по плану и так далее.
Однако опыт работы показал ошибочность постановки подобного рода задач. Курс математики должен был обеспечивать не только практическое применение предмета, но и знание теории развития математического мышления, ориентировку в пространственных и количественных отношениях. В первой трети XX в. достижением явилось то, что математика была восстановлена как самостоятельная дисциплина, которая изучалась в строго логической последовательности, устанавливала межпредметные связи на основе взаимного дополнения содержания. Введены элементы высшей математики. Это сблизило школьную математику с современным уровнем математической науки.
Недостатки, обнаруженные в пробных учебниках по математике, не давали возможность учащимся в полной мере усваивать изученный материал. Поэтому было принято решение о разработке нового учебного плана и внесении необходимых изменений в программы с целью усиления их политехнической, трудовой и воспитательной направленности. В последней трети XX в. расширился выпуск общественно-политической, учебной, художественной, справочно-информационной, научно-педагогической литературы.
В 1981 г. была утверждена новая программа по математике, в которой определялось содержание математических курсов и были сформулированы требования к математической подготовке учащихся по ступеням обучения. В связи с реформой общеобразовательной школы появилось большое количество педагогических технологий: технология модульного, коллективного способа обучения, личностноориентированное, развивающее, проблемное, концентрированное, дифференцированное и интегрированное обучение. Школа научилась реагировать на новые запросы, требования, потребности.
Конец XX в. характеризуется нацеленностью педагогов на поиск и освоение технологий обучения, адекватных новым задачам, на появление новых структурных звеньев. Сегодня появились и новейшие технологии обучения: продуктивные, проектные, дистанционные. Некоторые технологии интегрировали идеи нескольких концепций: проблемно-модульных, проблем но-диалогических, проблемно-алгоритмических и других.
• В целях дальнейшего успешного совершенствования математического образования учащихся в общеобразовательных учебных заведениях Татарстана следует:обеспечить учреждения образования кадрами, владеющими инновационными технологиями преподавания математических дисциплин в общеобразовательных учебных заведениях Республики Татарстан;
• обеспечить согласованным программно-методическим комплексом и скоординировать преподавание математических дисциплин в средней школе с требованиями вузовских программ;
Похожие статьи:
Понятие и виды Интернет-технологий, применяемых в
обучении иностранным языкам
Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению уникальной сети Интернет. В России выбор провайдеров Интернет достаточно широк и позволяет найти для себя возможность работы, которая в наибольшей степени соответствует запросам и возможностям каждого конкретного абонент ...
Роль экологических знаний в воспитании осознанного правильного отношения к
природе
В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно ра ...
Содержание сенсорного воспитания
Рассмотрим типы обучающих заданий на примере изучения цвета. Содержание обучения Средства обучения Материал Деятельность детей Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. Эталоны шести цветов спектра Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посереди ...