Рассмотрим типы обучающих заданий на примере изучения цвета.
Содержание обучения |
Средства обучения |
Материал |
Деятельность детей |
Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. |
Эталоны шести цветов спектра |
Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка, "домик". Квадраты тех же цветов - "дверцы . Тот не материал меньшего размера на каждого ребенка |
Дидактическая игра "Спрячь мышку!" Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Сначала они делают это вместе с воспитателем, потом самостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра |
Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов |
Большие листы бумаги шести цветов - "комнаты". Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка. Куклы -Иван-царевич и Марья-царевна |
"Разноцветные комнаты". Дети рассматривают разноцветные комнаты (большие листы бумаги 6 цветов), называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по "комнатам" подходящего цвета | |
---------------- |
6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями |
Лото "Цвет". Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) , и закрывают такие же картинки на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все картинки на своей карте | |
Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый" "темный", "светлее" "темнее" |
Э т а л оны двух светлотных оттенков красного цвета |
Две большие банки с наклейками - светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки |
"Окраска воды". Дети подготавливают воду для изготовления цветного льда; вслед за воспитателем они делают воду двух оттенков (вначале - светло-красную, набирая на кисть немного краски и разводя ее в воде в одной из банок, затем более темную, набирая на кисть побольше краски и разводя ее в другой банке). Цветную воду, слитую в большие банки, дети выносят на прогулку (зимой), разливают ее в формочки и делают цветные льдинки |
------------- |
Эталоны двух светлотных оттенков шести.- цветов |
Гуашевые краски шести цветов, по две баночки с водой на каждого ребенка, кисточки |
Занятие проводится аналогично предыдущему, но каждый ребенок выбирает одну из шести красок |
Закрепление представления об оттенках цветов, упражнение в получении тех оттенков любого цвета; словесное их обозначение |
Эталоны трех светлотных оттенков шести цветов |
Гуашевые краски шести цветов, по три баночки с водой на каждого ребенка, кисточки |
Дети учатся получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: "темный", "светлее", "самый светлый" |
Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков |
Листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести' цветов и их оттенков, игрушка царь-Разноцвет; листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в шесть цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка |
Дидактическая игра "В царстве царя-Разноцвета". Дети слушают сказку о том, что в царстве царя-Разноцвета все игрушки жили в своих домиках (все синие -в синем, все зеленые - в зеленом и т.д.). Далее дети вместе с воспитателем рассматривают игрушки разных светлотных оттенков, определяют, в каких домиках они живут, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам | |
Обруч, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков на каждого ребёнка; квадраты шести цветов - образцы |
"Подбери предметы похожего цвета". Дети играют - к кому покатился обруч, тот выполняет задание - подбирает предает такого же цвета (включая его оттенки), что и образец, выбирает ребенка, который назовет цвет и оттенок предмета | ||
Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по три), разноцветные прямоугольники - "чеки" |
Дидактическая игра "Магазин". Дети приходят в магазин и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета. Затем дети получают "чеки" (карточки того или иного цвета). Чтобы купить игрушку, надо, чтобы ее цвет совпал с цветом чека (оттенки цветов включаются). В конце игры дети рассматривают купленные игрушки, называя их цвета и оттенки | ||
Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет |
Цветовой спектр |
Картина "Радуга"; листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полосочки семи цветов для завершения радуги на каждого ребенка; клей, кисти |
Аппликация "-Радуга". Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение "Цвета радуги", обращают внимание на последовательность цветов на картине. Далее рассматривают образец незавершенной аппликации, самостоятельно раскладывают цветные полоски в нужной последовательности, затем наклеивают их, завершая аппликацию |
Обучение детей высветлению цвета с помощью белил |
Эталоны двух светлотных оттенков красного цвета |
Два образца орнаментов со светло-красным кругом посередине и ярко-красными полосами по краям; гуашь красная и белая, бумага, палитры на каждого ребенка, кисточки, саночки с водой |
"Рисование орнамента". Дети рассматривают два образца орнаментов, образца внимание на различие оттенков у круга и полос. Далее учатся, как делать светлую краску смешением белой и красной красок на палитре. Затем дети смешивают краски и рисуют выбранный ими орнамент по одному из образцов) |
Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте |
Сериационный ряд из •трех оттенков синего цвета |
Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты, листы бумаги с контурами трех шариков, палитры, гуашь синяя и белая на каждого ребенка, кисточки, баночки с водой |
"Три воздушных шарика". Дети вместе с воспитателем рассматривают, как раскрашены шарики: самый светлый, потемнее, самый темный, далее под руководством воспитателя смешивают на палитре с белилами большее или меньшее количество краски, получая нужные оттенки. Затем дети раскрашивают шарики: сначала светло-синий, затем потемнее, самый темный -чистой синей краской |
Сериационный ряд из четырех оттенков любого из шести цветов |
Рисунок пирамидки из трех фиолетовых колец понижающейся светлоты; краски белая и другого цвета (на разных столах - разные), листы с контуром пирамидки, палитры на каждого ребенка, кисти, баночки с водой |
"Пирамидка". Занятие проводится аналогично предыдущему, но дети работают каждый со своим цветом, получая его оттенки и раскрашивая кольца пирамидки, составляя так им образом светлотный ряд | |
Обучение детей подбору предметов по олову, обозначающему цвет |
Эталоны шести цветов спектра с их словесным обозначением |
Однотонный палас, белые круги ("серединки" цветов), по четыре "лепестка" разного цвета на каждого ребенка |
"Вышиваем ковер". Дети украшают ковер цветами: к расположенным на ковре "серединкам" подбирают лепестки разного цвета по слову-названию: "Вышиваем красные лепестки!", "Сейчас вышиваем синие лепестки!" и т.д. Дети "вышивают" ковер, соблюдая правило: лепестки у цветов должны быть разноцветными |
Похожие статьи:
Графика и история графики
Графика (греч.γραφικος - письменный, от греч. γραφω - пишу) - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. При рисовании графикой обычно используют не больше од ...
Практическое использование организационно – педагогических условий колледжа
при формировании эмпатии у студентов
В связи с тем, что в структуре педагогической эмпатии исследователи выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, - нами было решено выявить уровень развития эмпатии студентов с опорой на предложенную исследователями структуру. Для выявления когнитивного компонента нами была ...
Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В. Сорокиной В.Т.А., Кротковой А.В., Емельяновой Л.Ф., Смирновой И.А Методические рекомендации разработаны с ...