Структура проблемного урока в разных типах организации

Педагогика и воспитание » Применение новых технологий в преподавании ОБЖ » Структура проблемного урока в разных типах организации

Страница 2

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

«Игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности» (Д. Н. Узнадзе).

«Игра – пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок» (Л. С. Выготский).

Игра – свобода личности в воображении, иллюзорная нереализуемых интересов» (А. Н. Монтьев).

По мнению Й. Хейзинга, в человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

– развлекательную (это основная функция игры: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

– коммуникативную (освоение диалектики общения);

– самореализации в игре;

– игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

– диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

– социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).

По С.А. Шмакову, большинству игр присущи четыре главные черты:

– свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка;

– творческая, в значительной мере импровизационная;

– очень активный характер этой деятельности;

– наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности, органично входит:

– целепологание;

– планирование;

– реализация цели;

– анализ результатов.

В структуру игры как процесса, входят:

а) роли, взятые на себя участниками;

б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов;

г) реальные отношения предметов;

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определенных подходов, позиций, мировоззренческих установок. Воспитание общительности и коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества. Адаптация к условиям среды.

Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.А. Шмаков и др. Хотелось бы привести слова О.С. Газмана: «Руководство игровой деятельностью должно включать в себя заботу о том, чтобы дети получали максимум радости, наслаждения, удовольствия, то есть не подходить к игре сугубо прагматически (что ребенок узнал, закрепил, чему научился), а содействовать ощущению радости детства… ».

Важно заметить, что именно термин «занимательность» точно отражает суть игры (а не «забавность», «развлекательность» или «состязательность»). В забавности или развлекательности есть элементы отсутствия деятельности; далеко не все игры состязательны. В то же время понятие «занимательность» отражает больше увлеченности деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого – нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры.

Как создается игра, какова ее структура?

Несмотря на важность дидактического результата, при проведении игры необходимо понять, что методическое содержание – это скрытая часть «айсберга», которая должна волновать учителя до начала игры. Как только игра началась, главное – это игровое действо. На это указывал Л.С. Выгодский, говоря, что ребенок «играет, не сознавая мотивов игровой деятельности», и эта особенность «существенно отличает игру от труда и других видов деятельности».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи:

Субъекты культурно-досуговой деятельности
По субъекту организации классификация форм культурно-досуговой деятельности может быть следующая: – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; – деятельность организуется на основе сотрудничества; – инициатива и ее реализация принадлежат детям. Основным субъектом социально ...

Десятибалльная система оценивания учебной деятельности
В Республике Беларусь принята 10-балльная система оценивания учебных достижений (на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 N 674 «Об утверждении норм оценки результатов учебной деятельности и критериев оценки поведения учащихся общеобразовательных учреждений»). ...

Педагогическое проектирование как категория дидактики
Рассматривая в первой главе историю "личностной компоненты" в отечественной дидактике, мы частично касались вопросов педагогического проектирования. Особенности педагогического проектирования в педагогике определялись не методологией проектирования как таковой, а методологией целевых уста ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru