В учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» разработан инструментарий, который предполагает включение всех учащимся в решение «жизненных» задач-ситуаций при изучении всех предметов.
Проанализируем, например, учебно-методический комплект по математике, который, по нашему мнению, содержит все необходимые предпосылки для введения практико-ориентированных задач при изучении этого конкретного предмета.
Программа первых-четвертых классов предусматривает специальные разделы, посвященные:
- анализу текстов, на предмет возможности перевода их в математическую область, возможности применения к ним математических средств (1 класс);
- формированию способности к применению широкого спектра средств решения (2 – 4 классы);
- обсуждению вопрос о рациональности выбора того или иного средства (инструмента) решения задачи (2-4 классы);
- рассмотрению задач с избыточными данными (3-4 классы);
- рассмотрению задач с недостающими данными и целенаправленному поиску источников их пополнения (3-4 классы).
Сама структура курса выстроена таким образом, что с первой встречи с задачами у учащихся закладывается видение дискретности этапов, составляющих путь от условия к требованию, целенаправленно формируется потребность неоднократного возвращения к исходным условиям.
Обучение решению задач ведется на основе применимости различных математических средств (инструментов), а не на основе их традиционной методической классификации.
Очевидны два типа требований к учебно-практическим задачам: требования к тексту задачи (стилистические) и требования к организации её решения (организационные).
Проанализируем, прежде всего, стилистические требования к таким «жизненным» задачам.
Текст задачи должен описывать реально существующую, житейскую ситуацию. Следовательно, как и описание любой жизненной ситуации, задачный текст должен быть «зашумлен», избыточен, то есть иметь ряд подробностей, не относящихся к основному требованию задачи.
Кроме того, текст задачи не должен указывать на способы и средства ее решения.
Проблема или ситуация должны быть адаптированы к возрастным и психологическим особенностям школьника, мотивировать его познавательный интерес.
И что крайне важно, такие задачи не могут быть прерогативой какого-то одного предмета. Само решение таких задач может и должно быть рассчитано на привлечение знаний из разных предметных областей.
Не менее важно соблюдать и организационные требования.
Задача должна содержать открытую (т.к. мы говорим об обучении) цепочку последовательных заданий.
Каждое отдельное задание общей задачи должно содержать требование и набор необходимых (и избыточных) данных.
Часть данных может располагаться в преамбуле задачи.
Предложенные задания должны быть связанны между собой (не обязательно, линейно – последующее с предыдущим).
Результат, полученный при выполнении первого задания, должен служить условием второго задания, а результат - второго, условием третьего и т.д.
Наполнение учебных материалов, задачами, приближенными к жизни потребовало, с одной стороны, содержательной разработки таких задач, с другой создание специальных методик работы с ними.
В 9 классе учащиеся приступают к изучению последних тем курса физики основной школы.
Им предстоит не только получить новые знания. но расширить и углубить уже имеющиеся. Особенно часто нужно будет обращаться к полученным ранее знаниям при изучении первой главы учебника, которая называется «Законы взаимодействия и движения тел».
На первый взгляд в этой главе излагаются многие из тех вопросов с которыми они уже встречались при изучении физики в 7 классе. К ним относится. например, механическое движение и его относительность, закон инерции. взаимодействие ‘тел как причина изменения их скорости, всемирное тяготение и некоторые другие вопросы.
На самом же деле изучение этой главы расширяет знания и поднимает их на новый более высокий уровень — уровень законов. Так, если в 7 классе изучали равномерное движение, то в 9 классе перейдут к рассмотрению движения неравномерного (о котором ранее только кратко упоминалось). В связи с этим познакомятся с такой важной физической величиной, как ускорение. Узнают, что является причиной его возникновения, поймут почему в одних случаях тело движется прямолинейно, а в других — криволинейно, и многое, многое другое. Познакомятся также с основой основ механики — тремя законами Ньютона, законом сохранения импульса, законом всемирного тяготения и научитесь применять их для объяснения различных происходящих вокруг нас явлений. Школьники должны быть готовы к тому что для успешного освоения этой главы понадобятся некоторые элементарные сведения о векторных величинах об их проекциях и модулях полученные в курсе геометрии.
Знания, полученные при изучении первой главы, понадобятся для понимания материала трех остальных глав учебника. Например, сведения об ускорении будут полезны при рассмотрении таких важных явлений как механические колебания и переменный электрический ток, возникновение электромагнитного поля и излучение электромагнитных волн. Знание второго и третьего законов Ньютона поможет понять, в частности, суть опытов по исследованию строения атомов вещества. А с помощью закона сохранения импульса смогут, например, объяснить, почему при делении атомного ядра его осколки разлетаются в противоположные стороны.
Похожие статьи:
Конспект сюжетно-ролевой игры на тему: «Торговый центр»
Цель. Развитие средств успешной социализации детей в коллективе. Задачи. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закреплять знания о функционировании центра; формирование навыков культурного поведения в общественных местах, положительных взаимоотношений между детьми. Игровой материал. ...
Методика проведения практических занятий в базовом курсе информатики
Формы занятий за ЭВМ (демонстрация, лабораторная работа, практикум) отличаются по цели, продолжительности и соотношению роли учителя и учащихся. Лабораторные работы и практикумы включают следующие части: подготовка к работе, допуск к работе, выполнение и оформление работы, сдача работы. Описание ра ...
Реальность задач
решаемых на лабораторном практикуме
А.Н. Кулев и С.Ф. Борисов предлагают новую методику проведения лабораторного практикума. «Студент должен исследовать хотя и упрощенные, но реальные явления и объекты». Авторы предлагают, без существенных изменений лабораторного оборудования, изменить методическое обеспечение дисциплины. А.Н. Кулев ...