Четвёртый этап — потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.
При переходе к новому этапу развития потребности в общении прежние, содержание коммуникативной потребности не отпадают. Они выступают как составные элементы нового, более сложного целого.
В возрасте от рождения до семи лет у детей выделяют четыре формы общения с взрослым (М.И. Лисина,):
- ситуативно-личностное;
- ситуативно-деловое;
- внеситуативно-познавательное;
- внеситуативно-личностное .
Речь, как средство общения, как его операция, возникает на определённом этапе речевого развития. Её возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребёнка. Речь возникает лишь как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения ребёнка с взрослым, которые встают перед дошкольником на определённом этапе развития его коммуникативной деятельности и вытекают из более широких жизненно важных для ребёнка проблем, связанных с типом ведущей деятельности.
Выделенные выше четыре формы общения МИ. Лисиной по разному проявляются у каждого субъекта на различных этапах возрастного развития. Большое внимание необходимо обратить на последние две формы общения, которые охватывают этапы развития речевого общения в период от появления первых слов и до конца дошкольного возраста. За этот длительный срок ребёнок проходит громадный путь, овладевая к его концу словом и, научаясь с большим искусством применять его для общения.
Можно отметить две основные линии, по которым развивается речевое общение в раннем и дошкольном возрасте: во-первых, изменения содержания общения и развития соответствующих этому функций речи как средства общения; во-вторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами.
Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроение. Речь – это человек в целом. Речь – неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность.
Непременным условием для нормального развития речи ребенка – является общение его с взрослыми. Среди многих важных воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, обучение родному языку, развитие речи речевого общения – одна из главных.
Начиная с раннего детства, этот период является сензитивным периодом для усвоения речи. Интенсивная подготовка к такому усвоению происходит уже в младенчестве: у ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатывается произнесение речевых звуков, наконец, возникает понимание и произнесение первых слов, что расширяет возможности его общения с взрослыми.
Решающее значение для развития речи в раннем детстве имеет изменение форм общения ребенка с взрослыми, происходящее в связи с овладением предметной деятельностью. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением. Это и является главным стимулом к усвоению речи.
Похожие статьи:
Игра и ее виды как здоровьесберегающая технология
Несомненно, выше перечисленные мной факты говорят об эффективности игры как средства обучения иностранному языку, а также средства воспитания нравственной личности. Но следует принимать во внимание еще один фактор: игровая деятельность как здоровьесберегающая технология. Состояние здоровья подраста ...
Дидактические принципы
Большое значение при разработке методики формирования исследовательских умений средствами лабораторного практикума имеют дидактические принципы. Е.Н. Бегинин, Б.С. Дмитриев, А.А. Князев, Н.Б. Ковылов, Ю.И. Левин, Ю.П. Шараевский свою методику строят на следующих дидактических принципах: заинтересов ...
Коррекционная работа на фонетическом уровне
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления: Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным); Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики. Фонематические представления у детей формируются в результате наблюдений з ...