Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции. Во-первых, речь - наиболее совершенно-ёмкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит её межиндивидуальная функция. Во - вторых, речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая личности возможность произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи.

В-третьих, речь предоставляет отдельному человеку канал связи для получения информации из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом заключается общечеловеческая функция речи.

В первом случае речь выступает как устная речь: монологи, диалоги, беседы. Во втором, речь протекает во внутреннем плане, в тесном переплетении и единстве с наглядно-образными и моторно-действенными компонентами. В третьем перед нами письменная речь, овеществлённая в графических символах и знаках.

Это классификация отражает ступени реального развития речи в онтогенезе. Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладения речью, как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу), проходит три основные этапа.

На первом этапе ещё не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к её появлению. Ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит сам первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает всё последующее время вплоть до семи лет, когда ребёнок овладевает речью и всё более совершенно и разнообразно использует её для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Только в общении с взрослым перед ребёнком встаёт особая разновидность коммуникативной задачи - понять обращённую к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ. Поэтому необходимо при рассмотрении каждого из трёх этапов генезиса речевого общения обратить внимание на исследование коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи.

Общение как деятельность характеризуется особой потребностью. В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребёнка с взрослым. Различают четыре этапа развития потребности в общении ребёнка с взрослым.

Первый этап - потребность во внимании и доброжелательности взрослого (шесть месяцев).

Второй этап - нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении проявляется у ребёнка после овладения им произвольным хватанием.

Третий этап — нужда в уважительном отношении взрослого. Оно возникает на основе познавательной деятельности детей. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, обсуждению явлений и событий предметного мира.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Основные направления методической системы обучения ООП в условиях информатизации образования
Основные элементы объектно-ориентированного программирования Характерные идеи и методы программирования, и соответствующий образ мышления образуют так называемую парадигму программирования. Между парадигмами и языками программирования высокого уровня существует прямая связь. Для ответа на вопрос, к ...

Психологические теории внимания
На протяжении всей истории психологии как самостоятельной науки существовали (и существуют) разные представления о том, что такое внимание. Рассмотрим важнейшие, на наш взгляд, теории внимания. В 1879г. Вильгельм Вундт основал в Лейпциге первую в мире психологическую лабораторию и стал исследовать ...

Императорский лицей
Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. Первый курс назывался начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru