Авторы предлагают в 1 классе все многообразие простых задач на сложение и вычитание представить в виде трех циклов (триад), по три задачи в каждом цикле. Основу системы составляет первый цикл – задачи на нахождение суммы и неизвестных слагаемых. Второй цикл представляют задачи на нахождение остатка (разности), уменьшаемого и вычитаемого; третий цикл – задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и разностное сравнение величин.
Эти три цикла задач (всего 9 типов) являются задачной основой изучения действий (операций) в 1 классе. Их выгодно и логически необходимо изучать совместно.
Знакомство с ключом (алгоритмом) составления прямых и обратных задач.
Готовая таблица даётся на обзор учащихся в процессе разбора и решения прямой задачи и составления обратной.
Например: прямая задача.
«На тарелке лежало 5 яблок и 3 груши. Сколько всего фруктов лежало на тарелке?»
Учитель. Что считаем в задаче?
Дети. Яблоки и груши.
Уч. Сколько было яблок, груш?
Д. Яблок 5 штук. Груш 3 штуки.
Уч. Что найти нужно в задаче?
Д. Сколько всего фруктов лежало на тарелке?
Уч. Назовите ключевое слово.
Д. Всего.
Уч. Какое действие оно обозначает?
Д. Сложение.
Уч. Как обозначить это слово в условии?
Д. Фигурная скобка и знак «+» внутри скобки.
Уч. Где поставим вопрос и квадратик?
Д. За скобкой.
Уч. Все числа, стоящие внутри скобки, складываются.
Как решить эту задачу? Как найти количество фруктов?
Д. 5+3= 8 (ш)
Уч. Заполните пустой квадратик в условии задачи.
Всего 8 штук. Запишите ответ: 8 фруктов.
Итог: сказать условие, вопрос, решение, ответ задачи.
Задание: составить обратную задачу.
Уч. Что это такое? Как это сделать?
На обзор детей представляется таблица:
Уч. Первый пункт « Слова в условии одинаковы», значит, обратная задача будет о чём?
Д. О яблоках и грушах.
Уч. Второй пункт « Вопросы меняются местами».
А сколько мест может иметь вопрос?
Столько, сколько числовых данных в задаче, т. е. 3 места.
Уч. Давайте вопрос и квадратик, в котором запишем найденное число, поставим там, где было количество яблок.
Третий пункт «Числа в условии одинаковы».
Значит, груш сколько будет?
Д. 8 штук.
Уч. Поэтому за фигурной скобкой ставим не вопрос с квадратиком, а число 8.
Яблок -?
Груш -3 ш 8 ш
Уч. Можете ли вы сказать сразу, сколько было яблок на тарелке?
Д. Да, 5 яблок.
Уч. Как вы догадались?
Д. Числа в условии одинаковы, поэтому яблок будет 5 штук.
Уч. Все числа внутри скобки складываются. Какие два числа надо сложить?
Д. Квадратик или неизвестное число с числом 3.
Уч. Чему равна эта сумма?
Д. Восьми. +3=8
Уч. Как найти неизвестное слагаемое?
Д. Надо от 8 отнять 3.
8-3=5(ш)
Уч. Сказать ответ задачи.
Д. 5 штук яблок.
Подобным образом составляется обратная задача, когда вопрос ставится на количестве груш.
В результате работы по составлению двух обратных задач делается вывод.
После работы на доске, когда на глазах у детей рождаются две новые обратные задачи, имеет смысл показать таблицу первого цикла обратных задач на нахождение суммы и неизвестного слагаемого. Ещё раз отрабатывается выполнимость трёх условий обратных задач. Введение обратных задач не изолировано от введения ранее прямой, а есть как бы её продолжение.
Основной этап.
В основной этап работы над задачами входит:
Похожие статьи:
Определение понятия текущего контроля
Текущий контроль успеваемости студента - одна из составляющих оценки качества усвоения образовательных программ. Текущий контроль проводится в течение семестра по итогам выполнения студентами лабораторных и практических занятий, курсовых проектов и работ, участия в семинарах, тестировании, выполнен ...
Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему недоразвитию. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом ...
Проблема – чему и как учить? Оптимальные условия развития детской
одаренности
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема – чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. В современной практике организации обучения интеллектуально одаренных детей в любой области знаний выделяют три основных направления: факультативные занят ...