Игра — основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети — творцы настоящего и будущего. В этом — обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок — «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре делает «открытия» того, что давно известно взрослому.
Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель — играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей.
В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Развивая мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитания, А.С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что «воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина». Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.
Руководя игрою, оказывая влияние е содержание, организуя жизнь; в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного искусства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив (грающих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.
Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре они отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут усвоить причины, связи Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию.
Дидактическая игра – игра, специально предназначенная для реализации целей обучения. Практически во всех программах, действующих в детских учреждениях предусмотренные специально организованные дидактические игры. Кроме игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте, в старшем дошкольном возрасте появляется учебная деятельность. Дети пока еще только играют в учебную деятельность, и она не является лидирующей. Ведущей учебная деятельность станет только в младшем школьном возрасте. Смена ведущей деятельности у детей связана с возрастным кризисом (кризис 7 лет) и появлением психических новообразований, связанных с этим кризисом.
Как правило, дидактические игры очень широко используются в процессе школьного обучения.
Дидактическая игра – форма деятельности, направленная на реализацию конкретной цели обучения, воссоздающая, усваивающая или фиксирующая определенный способ действия, закрепленный в науке или культуре. Она обеспечивает познание и усвоение предметной или социальной действительности, а так же интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности ребенка.
Дидактическая игра – специально организованная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.
Форма и вид дидактической игры полностью зависит от дидактической цели, которая решается в данной игре. Дидактическая игра может быть индивидуальной, парной, групповой. Дидактическая игра может быть использована на уроке, факультативном, коррекционном занятии во внеучебной, кружковой деятельности, как дополнительный или стимулирующий материал особенно для детей - игровиков в начальной школе.
Дидактическая игра может рассматриваться как средство развития личности.
Дидактическую игру иногда классифицируют как умственный вид детской игры, то есть игры, где содержание, методика и правила разрабатываются учителем или воспитателем для развития познавательной активности ребенка. Здесь важным моментом является принятие или непринятие целей правил и игры ребенком.
Похожие статьи:
Будущее высшего образования в Америке
Могут ли американские колледжи и университеты остановиться на достигнутом? Ежегодно в высших учебных заведениях Америки обучается около 12 миллионов человек. Эти студенты принадлежат к обществу, которое верит в тесную связь между образованием и демократией. В их распоряжении громадные библиотеки (т ...
Образовательная система в Финляндии: история и современность
Схематично финскую систему образования можно представить следующим образом: Первая отличительная черта финской образовательной модели – развитая система дошкольных учреждений: подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли. Проблемы дошкольного образова ...
Анализ деятельности Алматинского Дворца школьников, Медеуского района,
города Алматы
Одним из ведущих социальных институтов социально-культурной сферы является система эстетического воспитания, в частности Дворца школьников. Алматинского Дворца школьников, Медеуского района, города Алматы относится к числу таких образовательных учреждений, в которых внимание педагогов направлено не ...