Эстетическая воспитанность школьника немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание, произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения - любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств.
В формировании представлений у младших школьников об эстетических ценностях и идеалах особое место занимают экскурсии.
Во время экскурсий в музеи, галереи, театры, дети, знакомятся с жизнью и деятельностью выдающихся писателей, композиторов, художников, приобщаются к их творчеству, расширяет их кругозор, формируется эстетическое отношение. Это способствует их наиболее быстрому и разностороннему развитию. Основной социальный смысл эстетического воспитания и развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адаптировать детей к духовным ценностям общественного сознания.
Нами было разработано опытно-экспериментальное исследование по формированию представлений младшего школьника об эстетических ценностях и идеалах средствами экскурсии.
В соответствии с учебным планом и тематическим планированием уроков в 3 классе, мы составили план экскурсий на учебный год, которые помогут формированию у детей младшего школьного возраста эстетических ценностей и идеалов.
Рабочая неделя |
Тема экскурсии |
Место проведения |
Цель экскурсии |
«Зачем нужны бабочки» |
ВВЦ выставка живых баабочек |
развитие эстетического интереса; любви к природе | |
«Обитатели Африки» |
Московский зоопарк |
учить управлять своим эмоциональным состоянием; внешняя культура проявления эстетических эмоций и чувств (мимика, пантомима, вербальная реакция) | |
«Средства передвижения» |
Музей Ретро - автомобилей |
эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры | |
«Кукла моей мечты» |
Театр Образцова |
воспитание эстетических качеств личности; культуры общения детей со взрослыми и сверстниками; правила культуры деятельности. | |
«Что такое декорация?» |
Музей декоративно-прикладного и народного искусства |
расширить запас чувственных эстетических впечатлений и представлений о прекрасном и безобразном; развивать способность к аргументированному эстетическому суждению, оценке произведений искусства и явлений действительности (проявление эстетического вкуса) | |
«Железная дорога» |
Музей истории железнодорожной техники |
развитие способности человека к эстетическому восприятию и переживанию эстетических объектов, несущих в себе эстетические ценности | |
«Вселенная» |
Планетарий |
изучение правил и норм поведения, управление своим эмоциональным состоянием; внешняя культура проявления эстетических эмоций и чувств (мимика, пантомима, вербальная реакция) | |
«Древние животные» |
Палеонтологический музей |
эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры | |
«Любимые герои» |
Музей «Кукольный дом» |
развитие интереса к сказкам разных народов; развитие воображения; веры в чудеса и волшебство; эстетическое воспитание творческой деятельности | |
«Мой собственный мультфильм» |
Мультимедиа-арт-музей |
проявления художественно-творческих способностей в эстетической деятельности (быстрота ориентировки, находчивость, сообразительность, самостоятельность, оригинальность, инициативность, умение спланировать работу) | |
«Пернатые изобретатели» |
Парк птиц «Воробъи» |
азвивать нормы поведения, культуру эмоций; бережное отношение к животным | |
«Аквариум – маленькая искусственная экосистема» |
Московский океанариум |
показать богатое разнообразие подводного мира; привить заботу о домашних питомцах; заботу об окружающей среде | |
«Мое Отечество. Память о прошлом» |
Исторический музей |
воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры | |
«Зачем нужно оружие?» |
Центральный музей вооруженных сил |
Объяснить детям значимость оружия; воспитание патриотизма, моральных человеческих качеств | |
«Наши защитники» |
Музей подводного флота России |
воспитание чувства патриотизма и любви к Родине | |
«Знаменитый космонавт» |
Музей космонавтики |
развитие воображения; интерес к истории и новым технологиям | |
«Ледниковый период» |
Музей льда |
эстетическое восприятие искусства; проявление эстетических ценностно-художественных ориентации в творческой деятельности и поведении; | |
«Великие художники» |
Третьяковская галерея |
расширить запас чувственных эстетических впечатлений и представлений о прекрасном и безобразном; развивать способность к аргументированному эстетическому суждению, оценке произведений искусства и явлений действительности (проявление эстетического вкуса) | |
«Жили-были…» |
Музей Дом сказок «Жили-были» |
любовь и интерес к искусству, стремление к получению знаний об искусстве, к эстетическому восприятию произведений; Интерес к мировому искусству и культуре других народов | |
«Любимые сказки А.С.Пушкина» |
Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина |
развить умение выразить свое отношение к произведению искусства с посильным применением художественных терминов; эстетические взгляды, идеал (в стадии становления); | |
«Любимый мультфильм» |
Детский музей о создании мультфильмов при киностудии имени Горького |
развитие способностей, умения и навыки вносить красоту в жизнь и быт, в природу, труд, создавать и приумножать прекрасное в окружающей нас среде, стремление преобразовывать ее в интересах человека. | |
«Что умеют разные люди?» |
Музей народного искусства им. Морозова |
формирование умений и навыков эстетико-предметной творческой деятельности и развитие творческой активности; | |
«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» |
Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» |
проявления художественно-творческих способностей в эстетической деятельности (быстрота ориентировки, находчивость, сообразительность, самостоятельность, оригинальность, инициативность, умение спланировать работу) | |
«Кочевники, кто они?» |
Музей кочевой культуры |
эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры | |
«Обитатели Земли» |
Зоологический музей |
изучение разнообразия животного и растительного мира; сохранение природы; защита животных; бережное отношение к живым организмам | |
«Экологическая система озера» |
Парк «Сокольники», Лосиное озеро |
воспитание эстетических качеств личности и культуры поведения на природе и в общественных местах | |
«Москва златоглавая» |
Красная площадь |
способствовать воспитанию чувства гордости и уважения к истории родного города, а так же его неповторимости; содействовать позитивному восприятию его самобытности. | |
«Народы России» |
Краеведческий музей |
воспитание патриотизма, любви и уважения к другим народам; эстетическое воспитание, получение дополнительных знаний о жизни и культуре разных народов; Уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению; | |
«Цветы для мамочки!» |
Ботанический сад |
развитие творческого потенциала через радость и наслаждение, получаемые ребёнком от восприятия прекрасного, который «выливается» в собственную творческую деятельность. | |
«Смеяться разрешается!» |
Поход в цирк |
изучение правил и норм поведения; умение управлять своим эмоциональным состоянием; внешняя культура проявления эстетических эмоций и чувств (мимика, пантомима, вербальная реакция) | |
«Весна пришла!» |
Парк Царицыно |
развить потребность в эстетическом преобразовании окружающей среды; любовь к природе; культуре труда | |
«С Днем Победы! |
По маршруту парада |
развитие способности человека к эстетическому восприятию и переживанию эстетических объектов, несущих в себе эстетические ценности | |
«Сувениры России» |
Музей матрёшек |
выявление и развитие художественно-творческих способностей; | |
Московский государственный объединенный музей-заповедник «Измайлово» |
воспитание эстетических качеств личности; культуры общения детей со взрослыми и сверстниками; правила культуры деятельности. |
Похожие статьи:
Выявление исходного уровня развития словообразования детей
старшего дошкольного возраста
В процессе количественной обработки материалов экспериментального исследования использовали следующие формулы: 1) на основе побалльной оценки, коэффициент выполнения заданий вычисляется по формуле К=(х : у), где х - сумма баллов, полученных при выполнении заданий; у - максимальное количество баллов ...
Специфические нарушения письма – дисграфии
На основании анализа существующих исследований, посвященных данному вопросу, и собственных наблюдений мы предлагаем следующее определение дисграфии. Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графикам (то есть руководствуясь фонетическим принципом письма) ...
Основные правила работы социального
педагога-профконсультанта
Круг обязанностей профконсультанта определяется, в основном, работой с клиентами и состоит в оказании помощи в решении их профессиональных проблем. Обычно профконсультант проводит прием клиентов по предварительной записи в отдельном помещении, оборудованном психодиагностическим оборудованием, профе ...