Таким образом, проведение экскурсий развивает у детей наблюдательность, умение видеть такие явления и объекты, мимо которых дети проходили раньше, не замечая их. Существенное изменение претерпевают многие психические процессы и явления. У детей развиваются способности эстетического восприятия предметов и явлений природы, окружающей действительности, жизни людей, родной страны; создается запас эстетических впечатлений и представлений в наглядно-чувственно воспринимаемой и образно-понятийной формах. Накопление и эстетическое обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего мира способствуют формированию эстетической восприимчивости и воспитанию на ее основе эстетического вкуса. Опыт накопленных впечатлений и эстетических переживаний, способствует развитию творческого потенциала.
Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели эстетической воспитанности:
показателем эстетической воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на прекрасное;
показателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.
показателями являются отношение воспитанника к прекрасному; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом эстетических категорий; сформированность умений и навыков к восприятию явлений действительности, а также проявление самостоятельности к творчеству и в области искусств в целом.
Таким образом, для определения уровня эстетической воспитанности школьников целесообразно использовать такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.
Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.
Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.
Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценки.
На основе проведенной нами работы по формированию представлений младших школьников об эстетических ценностях и идеалах можно сделать следующий вывод.
Сущность эстетических ценностей и идеалов человека состоит в том, что эстетические ценности представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер. Эстетическая ценность является интенсивной ценностью. Эстетические ценности выражают само согласованность мира.
Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
К важным источникам эстетического опыта детей относится и экскурсия. Экскурсия при правильной подготовке и проведении расширяет кругозор младших школьников, учит их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге.
Проведение экскурсий развивает у детей наблюдательность, умение видеть такие явления и объекты, мимо которых дети проходили раньше, не замечая их. Существенное изменение претерпевают многие психические процессы и явления. У детей развиваются способности эстетического восприятия предметов и явлений природы, окружающей действительности, жизни людей, родной страны; создается запас эстетических впечатлений и представлений в наглядно-чувственно воспринимаемой и образно-понятийной формах. Накопление и эстетическое обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего мира способствуют формированию эстетической восприимчивости и воспитанию на ее основе эстетического вкуса. Опыт накопленных впечатлений и эстетических переживаний, способствует развитию творческого потенциала.
Похожие статьи:
Виды лепки. Лепка отдельных предметов
Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностям ...
Виды письма в коррекционной работе
На протяжении первых трех лет обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи, отвечая задачам обучения, закрепления и проверки соответствующих знаний и умений. Рассмотрим отдельные виды пись ...
Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников с задержкой
психического развития
Важнейшей задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 7 вида является развитие речи. Это связано с особенностями общего и речевого развития учащихся данной категории. На уроке чтения учитель постоянно следит за грамматической и стилистической правильностью высказыв ...