С ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремиться воспроизводить действия воспитателя сопровождаемые пояснением. При постановки задач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знаний и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей.
Задачи обучения в первой младшей группе следующие:
- вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
- познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
- научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
- научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.
Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий, сначала при дорисовании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам, клубок ниток и т.д.).
Сюжетное рисование - основная цель научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.
Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все, детали он выполняет по своему желанию.
У маленького ребенка еще слишком поверхностное восприятие и аналитико-синтетическое мышление: он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно так –же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. У ребенка мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки в изображении сюжетного рисунка.
В младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучит как сложные (например: «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю», «Листопад», «Птичий двор», и т.д.). Но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.
В сюжетном рисовании перед маленькими детьми не ставится задача показа точно пропорциональных соотношений между предметами, так как она является сложной и доступной только детям старшей группы.
Воспитатель должен если стараться подобрать интересные темы для ребят, учитывая их впечатления от окружающей действительности .
Овладение умений и навыков в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста – одна из главных задач формирования личности, таланта, способностей и эстетических чувств у детей.
Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию (беседа (словесно-наглядный прием), наглядно-образный и игровые приемы), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического -изобразительного восприятия.
Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руку ребенка впервые попадает изобразительный материл – бумага, карандаш, краски, мелки. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями и навыков перед ними можно поставить новые задачи.
В 2-3 года ребенок легко усваивает навык правильно держать карандаш, кисть, мелки, пользоваться ими.
Яркие и цветные изображения вызывает у детей сильные положительные эмоции. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета. Использование цвета помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому.
Таким образом, средства выразительности используемые детьми довольно многообразны: цвет, форма, композиция. У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому педагог должен правильно руководить процессом творческой деятельности.
Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Педагог должен научить детей умению выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе рисования развивают руки, глаза ребенка, вырабатывается правильная учебная посадка. Таким образом, во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. Изобразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий.
Похожие статьи:
Анализ методической литературы по теме: «Подобные треугольники»
Учебно-методический комплект включает: Учебник «Геометрия» для 7-9 кл., Атанасян Л.С. и др. Рабочие тетради по геометрии для 7,8 и 9 классов, Атанасян Л.С. и др. Дидактические материалы по геометрии для 7-9 кл. , Зив Б.Г , Мейлер В.М Задачи по геометрии для 7-11 классов, Зив Б.Г , Мейлер В.М Методи ...
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...
Особенности работы классного руководителя
по профориентации в сельских школах
Большое значение в работе классного руководителя сельской школы по профориентации имеет профессиональное воспитание, основная цель которого - воспитание определенных профессиональных качеств, необходимых для выбора конкретной профессии. Главным в содержании профессиональной ориентации является восп ...