Культуротворческая функция является одним из важнейших механизмов социального развития, ведущим критерием развитого детства. Рассматривая сам феномен культуры как «универсум опредмеченных творческих способностей человека, составляющий пространство развивающего общения субъектов разного масштаба и уровня», В.Т. Кудрявцев убедительно доказывает, что сама историческая культура не является объектом дидактического интереса или носителем субъективной для ребенка новизны. Превращаясь в содержание детской деятельности, она приобретает объективно новую, дотоле не свойственную ей функцию материала, на котором ребенок производит «опробование» целостной системы общечеловеческих способностей и ориентацию в сфере человеческих отношений по поводу них. А значит, ребенок не только присваивает, но и творит культуру. Творит не в виде новых вещей и идей, а в виде новых универсальных способностей. К этим способностям В.Т. Кудрявцев относит творческое воображение, ориентацию на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии, общие способы действий с вещами и построение чувственной картины мира, универсальные формы мышления и нравственное отношение к себе подобному.
Итак, основными линиями развития ребенка являются: социализация как процесс приобщения к социальной культуре, ее интериоризации, обеспечивающий социальную адаптацию индивида в обществе, и индивидуализация как процесс обособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самости индивида, реализации его культуротворческой функции.
Развертывание этих линий как поступательно осуществляемого процесса («от осознания растущим человеком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой активности») является, по мнению Д.И. Фельдштейна, одним из важнейших моментов целеполагания в социальном развитии.
Следующая чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования, связана с освоением и сменой педагогом различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свой методический инструментарий в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество образования.
И здесь главной целью является педагогическая помощь и поддержка . Поддержка основывается на трех принципах педагогической деятельности Ш.А.Амонашвили: знать и любить детей, очеловечивать среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство.
Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении.
Главное в этой ориентации — формирование механизмов самообучения и самовоспитания, максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого, учет индивидуальных особенностей личности ребенка.
Сравнительный анализ подходов
Под-ход |
Цель подхода |
Роль учителя в данном подходе |
Роль ученика в данном подходе |
Традиционное обучение |
Современный подход обучения |
Недостатки |
Компетентностный подход |
Подход предполагает не усвоение учащимися отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе и описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности. |
переосмысления целей и задач обучения, пересмотра образовательных технологий, предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе. |
предоставление обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. |
«выращивание» личностного потенциала учащихся. |
рассматривается как фактор повышения качества образования |
теоретическому обучению не уделяется достаточного внимания. Такой подход требует ломки стереотипов, а это - самое трудное. И еще не во всех школах внедрен этот метод обучения. |
Деятельностный подход |
решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др Перевод обучающегося на режим самообразования |
Учитель в такой модели обучения обеспечивает ученикам достаточно высокую степень деятельностной самостоятельности |
1)Ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. 2)обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. |
Усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество. |
учитель выступает главным образом в роли организатора активной деятельности самих школьников. В результате они сами усваивают необходимые знания, умения и приобретают навыки. | |
Личностный подход |
1)когнитивное развитие личности 2)оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. |
Выявление и учитывание психофизиологических особенностей ученика, его интересы, жизненные цели, личные потребности и тд. |
Возможность изучить учебный материал на различных уровнях(но не ниже базового) в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений |
Таблица 1 (раздел: личностный подход,с.49) |
Таблица 1 (раздел: личностный подход, с49) |
Нет коллективной работы, либо сведена к минимуму. |
Коммуникативный подход |
Практически на каждом уроке у учителей имеется возможность для формирования классических коммуникационных навыков, к которым относятся публичные выступления, межличностное общение и совместная работа в группах. |
1)содействии процессу речевого общения между всеми учащимися класса 2)обеспечении разнообразия видов деятельности и предъявляемых обучаемым текстов. |
Ученик может развивать свои коммуникационные способности. |
учитель-словесник при подготовке урока продумывает соотношение различных видов деятельности учащихся, способствующих формированию и развитию основных компетенций, в том числе коммуникативной. |
некоторые учащиеся не владеют коммуникативными навыками даже на базовом уровне. Значит, ещё не все учителя-словесники осознают важность этих навыков для будущей жизни подрастающего поколения или, осознавая, не ведут целенаправленную и системную работу по овладению ими. | |
Социокультурный подход |
Необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основу для «вхождения» в Культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры. |
Знать и любить детей, очеловечивать среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство. |
процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении. |
Узкопредметная Направленность. |
Предметные знания должны быть в органическом единстве с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями. |
Похожие статьи:
Общая характеристика развития детской речи
Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговори ...
Технология аргументации
«Безразличные» - один из самых трудных сегментов в отношении коммуникативного воздействия. Им важен авторитет источника сообщения, наличие лидеров мнения, престиж и апеллирование эмоциональными и рациональными доводами. Таким образом, наиболее эффективным будет использование тактики иллюстрирования ...
История развития видов живописи
Технология живописных материалов и техника живописи имеют свою историю развития. Технология живописных материалов занимается изучением живописно-технических свойств материалов, способов приготовления и наиболее целесообразного применения их в живописи. В своей работе художник применяет определенные ...