Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии

Страница 3

Табл. 3. Сравнение действующих учебников по географии для 8 класса

География России. Природа. И.И. Баринова М.: Дрофа, 1999.

География. Природа России. Э.М. Раковская М.: Просвещение, 2000.

География России. Природа и население. Под ред. А.И. Алексеева М.: Дрофа, 2002.

Портреты персоналий

Упоминания

Портреты персоналий

Упоминания

Портреты персоналий

Упоминания

А.И. Воейков

В.В. Докучаев

Л.С. Берг

А.Е. Ферсман В.А. Обручев С.П. Крашенинников Н.М. Пржевальский В. Беринг

Ермак К. Иванов И.Ю. Москвитин С.И. Дежнев В. Атласов В. Беринг Д.и Х. Даптевы Н.М. Пржевальский Г. Седов В. Визе О. Шмидт В. Воронин

А.П. Карпинский И.В. Мушкетов Е.С. Федоров В.В. Прончищев

В.В. Докучаев А.И. Воейков Л.С. Берг А.Ф. Миддендорф И.И. Лепихин П.А. Кропоткин И.Д. Черский В.А. Обручев

Ермак И. Москвитин В. Поярков Е.П. Хабаров С. Дежнев Ф. Попов В. Атласов П. Годунов В. Беринг А.Е. Чириков Д. и Х. Лаптевы С.И. Челюскин Е. и М. Прончищевы С. Малыгин Д. Овцын С.П. Кашенинников В.Я. Чичагов П.С. Паллас С. Гмелин Г.И. Невельской Н.М. Пржевальский Б.А. Вилькицкий С.В. Обручев О.О. Шмидт И.Д. Папанин П.А. Кропоткин

С.П. Крашенинников

В.В. Докучаев

П.П. Семенов-Тян-Шанский

Ермак И. Москвитин В. Беринг А Чириков В.В. Докучаев

Ю.Н. Куражковского Д.Л. Арманда И.П. Герасимова В.А. Анучина Н.Ф. Реймерса В.С. Преображенского

Подборки фамилий нередко приобретают характер перечислительных «поминальников». Перегрузка некоторых учебников «персоналией» приводит к излишней сухости и сложности материала. Баранский же писал об особой роли для географии слова, живой речи, о том, что «апелляция к мозгам обязательно должна быть дополнена апелляцией к эмоциям». В.П. Максаковский объясняет это возможностью того, что «…нынешние авторы, почувствовав полное раскрепощение и отсутствие всякого контроля со стороны научно-методических органов, в отношении географической персоналии ударились в другую крайность и стали допускать некоторые излишества: без ряда фамилий учебник массовой школы вполне мог бы обойтись». По его мнению «оптимальным вариантом следует считать тот, при котором путешественник или ученый-теоретик не просто упоминается в тексте, а хотя бы кратко характеризуется».

При анализе персоналии нужно также принимать во внимание, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, более половины приводимых в учебнике имен уже упоминались, и не раз, в предшествующих классах. Во-вторых, приводимая персоналия включает некоторое количество имен, не имеющих прямого отношения к географии.

На основе более подробного анализа и сравнения обязательного минимума фамилий русских исследователей-путешественников приведенных в программах по географии и содержания действующих учебников видны большие расхождения. Содержания учебников также разнятся и между собой. Из четырех проанализированных учебников по седьмому классу, только два имеют портреты путешественников и их количество примерно одинаково. Но и между ними есть расхождения в количестве упоминаемых «персоналий». В учебнике «География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом – Земля» их в два раза больше, чем в учебнике для седьмого класса Коринской, Душиной и Щенева издательского дома Дрофа, 2001.

В учебниках для восьмого класса положение более ровное, но и там видны «перекосы» в количестве упоминаемых «персоналий».

По мнению В.П. Максаковского «…такое положение отрицательно сказывается на преподавании школьной географии и, следовательно, снижает общий уровень географической культуры молодого поколения».

А ведь необходимость этих знаний диктуется не только желанием привить учащимся географическую культуру, и не только стандартами общего среднего образования, но и самой насущной для выпускников школ задачей – успешной сдачей Единого Государственного Экзамена. Вот что написано по этому поводу в статье «ЕГЭ по географии» на сайте Подготовительные курсы: «Анализ результатов ЕГЭ по географии выявил ряд слабо сформированных понятий, представлений и умений учащихся. Данное положение является следствием следующих причин:

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Психолого-педагогическое обоснование
Понятие «компетентность» означает способность человека эффективно взаимодействовать со своим окружением. Социальная компетентность связана с социальным взаимодействием и может быть отождествлена, поскольку речь идет о способности человека, с социальной квалификацией и социальной подготовленностью. ...

Организация восприятия народных сказок через комплекс форм, методов и приемов воспитания
Формы, методы, приемы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Формы организации работы с использованием народной сказки должны соответствовать возрасту детей: в работе с дошкольниками это – фронтальные занятия, чтение сказок вне занятий, работа по подгруппам, индивидуальная работа с реб ...

Коллективный монолог
Это наиболее социальная форма из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, потому что к удовольствию разговаривать она прибавляет еще удовольствие произносить монолог перед другими и этим привлекать — или полагать, что привлекаешь, — их интерес к его собственному действию или к собственной мысл ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru