Экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № _ г. Зеленогорска Красноярского края.
Для изучения были выбраны дети 2 класса школы, посещающих коррекционный класс для детей с ЗПР.
Цель исследования: изучить состояние письма, выявить специфические ошибки письма у младших школьников с ЗПР и определить пути их коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2. Провести анализ нарушений письма у младших школьников с ЗПР;
3. Предложить направления коррекционной работы по устранению нарушений письма у учащихся младших классов с ЗПР, основываясь на характере выявленных специфических ошибок;
4. Выявить эффективность коррекционной работы по устранению нарушений письма у младших школьников с ЗПР.
Методы исследования:
- изучение и анализ общей и специальной литературы;
- психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя: констатирующий; формирующий; контрольный;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
В ходе исследования использовалась беседа с детьми, как составная часть эксперимента. В процессе беседы выявлялся уровень речевой активности детей, их словарный запас, сформированность грамматического строя речи, состояние звукопроизношения и фонематической стороны речи.
Основное место в системе используемых методов исследования письма занимал анализ письменных работ учащихся и выявление специфических ошибок. В соответствие с поставленными целью и задачами экспериментальное исследование включает в себя 3 этапа: 1-й – констатирующий; 2-й – формирующий; 3-й – контрольный.
Перед началом эксперимента была проведена беседа со специалистами, работающими с обследуемыми детьми: выяснение диагнозов, личностных особенностей детей, их медицинских и речевых карт.
В классе обучаются 15 человек, 1 девочка и 14 мальчиков, у всех детей задержка психического развития различного генеза (задержка психического развития – 5 человек, задержка психического развития церебрально-органического происхождения – 7 человек, задержка психического развития психогенного генеза – 1 человек, конституционального генеза – 2 человека).
Анализ психолого-медико-педагогической документации показал, что у всех детей ЗПР возникла вследствие экзогенных причин в различные периоды антогенеза, которые привели к минимальным органическим повреждениям или функциональной недостаточности центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, особенности имеет и речь учащихся.
На констатирующем этапе мы проводим:
- выявления сформированности основных компонентов учебной деятельности у младших школьников с ЗПР;
- изучение устной речи у младших школьников с ЗПР;
- изучение специфических ошибок письма у младших школьников с ЗПР.
С целью выявления сформированности основных компонентов учебной деятельности (восприятие задания, выбор средств для его выполнения и выполнение в соответствии с поставленной целью), проведено наблюдение за детьми на уроке обучения грамоте по теме: «Буквы А, О, У, И, Ы. Звуки [А], [O], [У], [И], [Ы]». Учитель ставил задачи: закрепить понятие о гласных звуках; формировать основные компоненты учебной деятельности (восприятие задания, выбор средств для его выполнения и выполнение в соответствии с поставленной целью); развивать психофизические функции; при помощи игр вызывать положительное отношение к учебной деятельности.
Похожие статьи:
Система упражнений по обогащению речи учащихся 5 классов изобразительными
средствами
Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи. На ...
Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения ...
Обзор методик коррекционно-логопедической работы по формированию связной
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Т.Б. Филичева называет основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, обще ...