Методические рекомендации педагогам, психологам, учащимся и их родителям по организации эффективной профориентационной работы

Педагогика и воспитание » Профориентация учащихся как педагогическое явление » Методические рекомендации педагогам, психологам, учащимся и их родителям по организации эффективной профориентационной работы

1. Педагогам и психологам в процессе профориентационной работы важно учитывать и выполнять:

знания возрастных особенностей, учет индивидуально-психологических характеристик;

изучение, формирование, развитие и коррекцию профессионального становления личности;

создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я;

поддержание адекватной самооценки, оказание оперативной помощи и поддержки;

помощь в освоении технологии профессионального самосохранения;

выработку профессионально значимых компетентностей учащихся;

выявление индивидуальных возможностей учащихся, соотнесение их с требованиями профессии;

выявление наиболее выраженных склонностей и способностей учащихся и проверку соответствия их определенному кругу профессиональных требований;

помощь в дальнейшем трудоустройстве.

2. Учащимся для правильного выбора будущей профессии необходимо учитывать и выполнять:

учет своих психологических характеристик, склонностей и способностей;

проверку с помощью взрослых соответствия выраженных склонностей и способностей определенному типу профессий;

наличие адекватной самооценки, способностей к саморегуляции жизнедеятельности;

выработку профессионально значимых компетентностей – информированность, представления, знания некоторых алгоритмов при решении ситуационных задач жизненного и профессионального самоопределения, готовность воспользоваться психолого-педагогической поддержкой самоопределения;

учет объективных и субъективных факторов и условий при выборе профессии.

3. Родителям для эффективной помощи своим детям при выборе будущей профессии необходимо учитывать и выполнять:

знание возрастных особенностей ребенка;

позитивное отношение к ребенку, внимание, принятие, уважение, одобрение, доверительные беседы;

умение признавать, исправлять свои ошибки, и тем самым помогать исправлять ошибки своему ребенку без упреков;

формирование у ребенка веры в успех, создание ситуации успеха для повышения самооценки и уровня мотивации к профессиональной деятельности;

умение выражать поведенческую поддержку через содействие – прикосновение, подсказку как лучше поступить, совместная деятельность, а также оказание эмоциональной поддержки;

воспитание способности делать самостоятельный выбор без посторонней помощи.

В нашей работе изучались особенности профориентационной работы на современном этапе. Перед нами стояла задача определить, насколько эффективна работа по профориентации в школе сегодня.

Проследив особенности профориентационной работы по теоретическим источникам на протяжении восьмидесяти лет, мы сделали вывод о том, что к девяностым годам прошлого столетия работа по профориентации имела значительный успех. Уже тогда стали учитываться изменения в обществе, где на первый план выходил жизненный и профессиональный успех. Также учитывались запросы рынка труда, и молодежь начала активно осваивать востребованные в то время профессии.

Сегодня картина профессионального самоопределения немного изменилась, поскольку запросы нового поколения не совпадают с обстановкой на рынке труда. Это связано с тем, что самыми престижными профессиями на сегодня являются юрист и экономист, а востребованные рабочие специальности утратили свою актуальность среди современной молодежи.

Проведя исследование на базе МОУ «СОШ №1», на основе полученных результатов мы можем сделать следующие выводы. Профориентационная работа сегодня носит системный характер и имеет положительные результаты. Это связано с периодическим изучением склонностей и способностей учащихся и ориентированием их на соответствующие типы профессий. Также по данным исследования мы пришли к выводу о том, что современные школьники при выборе будущей профессии и своего будущего учитывают свои выраженные склонности и способности благодаря эффективной профориентационной работе и психологическому сопровождению учащихся в школе.

Похожие статьи:

Основные понятия деятельностного подхода
Рассмотрение категориального аппарата осуществимо посредством содержательного наполнения категории и основных понятий. В этих целях проведем весьма условную классификацию этих категорий, исходя их различных аспектов деятельностного подхода. В качестве первого аспекта назовем деятельностный характер ...

Особенности культурно-досуговой деятельности детей
Основной принцип работы с детьми - рациональная организация их досуга. Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) - занятия в кружках, студиях. Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расшире ...

Проведение занятия с использованием системы текущего контроля успеваемости студентов
Профессия: техник. Специальность: 190631 Название дисциплины: информатика и ИКТ. Тема занятия: «Построение таблиц в текстовом процессоре Microsoft Word 2010» Цель обучения: обеспечить усвоение студентами способа построения таблиц в Microsoft Word. Цель воспитания: - развить у учащихся интерес к пре ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru