Современные отечественные и зарубежные исследователи также рассматривают проблему помощи родителям с точки зрения сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. В педагогической литературе по проблеме взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяются три вида связей между семьей и детским садом, что способствует повышению эффективности воспитания детей.
К первому виду относятся связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода называются компенсаторными. На практике они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и детского сада, как родительские собрания, консультации, лектории и т.д. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад – семье».
Связи второго вида характеризует включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Они направлены на его совершенствование (формула взаимодействия: «Семья – детскому саду») и тоже носят компенсаторный характер. Практическое проявление таких связей выражается в оказании помощи детскому саду со стороны родителей – налаживание работы кружков, коллективные мероприятия: (экскурсии, походы и т.п.).
Третий вид связей – координационные. Они возникают когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.
Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом в последнее десятилетие рассматриваются отечественными и зарубежными педагогами как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников, посещающих дошкольные учреждения. Примером может служить программа «Head Start» (Опережающий старт), разработанная в США, которая рассматривает работу с родителями в дошкольном учреждении как многосторонний процесс, предполагающий:
а) непосредственное участие родителей в принятии решении при планировании программы и ее осуществлении;
б) участие родителей в групповых и других мероприятиях, предусмотренных программой, в качестве добровольных помощников или оплачиваемых сотрудников (парапрофессионалов);
в) организацию родителями деятельности в таких областях как руководство детьми, их развитие;
г) работу родителей со своими собственными детьми в тесном сотрудничестве со специалистами.
Элементы этой программы в настоящее время апробируются в девяти дошкольных учреждениях республики Беларусь (финансирует программу Фонд Сороса).
Опыт организации взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников с точки зрения установления партнерских отношений предпринят в исследовании А.А. Петрикевич [29]. Взаимодействие рассматривается исследователем как процесс, который имеет свою динамику, этапы развития, характерные только для него формы и методы совместной работы родителей и педагогов. Автор предлагает строить взаимодействие, детского сада и семьи в три этапа. На первом (общеподготовительном) этапе работы с родителями устанавливаются компенсаторные связи («детский сад – семье», «семья – детскому саду») с целью формирования общей готовности родителей к участию в клубной работе. Также на этом этапе изучаются семьи и уровень их общей подготовки к взаимодействию с педагогом. На втором этапе, который уже имеет специальный характер, начинается работа по формированию у родителей готовности к личным партнерским связям с воспитателем. Здесь осуществляется работа в триадах «мать (отец) – ребенок – воспитатель». На третьем этапе используются уже групповые формы работы с семьями. В подгруппы включаются родители с различными уровнями готовности к партнерству, что способствует формированию межродительских педагогических отношений. И на четвертом этапе возникает и начинает работать как форма реализации партнерских отношений воспитателя и родителей – экологический, клуб.
Таким образом, как показывает анализ современных исследований, установление партнерских отношений между детским садом и семьей возможно при поэтапном построений взаимодействия и создании особой формы общения между родителями и воспитателями детского сада, которую В.А. Петровский обозначил как «доверительный деловой контакт .
Как же сегодня необходимо строить работу воспитателя с родителями?
Похожие статьи:
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...
Организация образования на компетентностной основе
В экспериментальных исследованиях компетенции, как способности и готовности обучающегося (выпускника) применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности, наметилось несколько основных подходов, различие между которыми не исчерпывалось методологией, но восходило к исходным теор ...
Методика работы над пунктуационным правилом
Пунктуационное правило - это особая инструкция, содержащая перечень условий выделения или не выделения знаками препинания пунктуационно смыслового отрезка в предложении или тексте. Условия, заключенные в пунктуационном правиле, отражают постоянную зависимость выбора знака (знаков) препинания от соч ...