Особенностью работы с семьей является степень вмешательства, основанная на добровольности семьи и этически допустимых нормах работы с ней. А.Кочубей и Н.Умарова, отмечают, что легче работать с семьями, которые просят о помощи сами и сами раскрывают свои проблемы, т.е. с мотивированными семьями. И наоборот, приходится затрачивать очень много сил, работая с немотивированными семьями, которые могут быть не только асоциальными, но и внешне вполне благополучными. На вопрос о проблемах в любой такой семье, ее члены отвечают, что проблем нет, либо не считают их достаточно серьезными, либо просто не желают их разрешать, или не знают, как это сделать. Поэтому выбор форм и содержания работы с родителями зависит с одной стороны от потребностей и желания родителей, а с другой — от профессионализма, компетентности и индивидуальности воспитателя.
Данной проблеме посвятила свои исследования Л.Ф.Островская. Она дополнила традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) деловыми играми. По ее убеждению, в откровенных разговорах с родителями очень важен педагогический такт, это способствует доверительному отношению в общении с каждой конкретной семьей.
Л.В.Загик, Г.Н.Година, Н.Ф.Виноградова определили организованные формы образования родителей и подразделили их на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Ведущая роль при этом принадлежит заведующей детским садом, так как в ее обязанности входит создание условий для развития всех форм работы с семьей.
Коллективные формы работы: родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы; встречи с родителями; вечера вопросов и ответов; заседания «круглого стола»; совместные с детьми, родителями и воспитателями праздники и развлечения; устные журналы; выставки совместных работ родителей и детей; «Дни открытых дверей»; школы для родителей, работающие по их желанию; родительские конференции; семейные (или домашние) педсоветы, которые проводятся у родителей дома.
Индивидуальные формы работы: индивидуальные беседы и консультации; посещения на дому; приобщение родителей к жизни детского сада (организационно-хозяйственная помощь родителей воспитателю).
Наглядно-информационные формы работы: выставки детских работ; реклама книг, статей из газет, журналов по проблемам семейного воспитания и др.
На каждом этапе авторы (В.А.Петровский, В.П.Дуброва, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина и др.) предлагают определенные формы работы с родителями.
Так на первом этапе целесообразно провести проблемный семинар. Психолого-педагогические основы общения воспитателя с детьми, коллегами и родителями, экспресс-опрос родителей с целью изучения их потребностей.
Второй этап предлагает как индивидуальные (беседы с родителями во время утреннего приема и вечером) формы работы, так и коллективные (встреча на тему «Давайте познакомимся», ролевые педагогические игры и ситуации).
Работа на третьем, как и на втором этапе осуществляется в индивидуальной форме во время утреннего приема и вечером, когда детей забирают домой.
На четвертом этапе можно, приглашению родителей, посетить семьи и проводить опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания.
На последнем этапе планируется конкретное содержание работы с родителями, и выбираются формы сотрудничества, специфичные для каждой возрастной группы (с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого воспитателя). При этом современные формы работы обновляются, развиваются и имеют интегративную направленность - к ним относятся: занятия тренингового характера, основная цель которых - помочь родителям правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком-дошкольником, разбор педагогических ситуаций, рефлексия педагогической деятельности, семинары-практикумы.
Похожие статьи:
Экскурсия как средство представлений об эстетических ценностях и идеалах
Средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны - начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. К важным источникам эстетического опыта детей относится и э ...
Взаимодействие семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося
поведения подростков
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в социальной педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи, школы и микросоциума. Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученик ...
Коллективный монолог
Это наиболее социальная форма из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, потому что к удовольствию разговаривать она прибавляет еще удовольствие произносить монолог перед другими и этим привлекать — или полагать, что привлекаешь, — их интерес к его собственному действию или к собственной мысл ...