Этапы взаимодействия и модели сотрудничества

Педагогика и воспитание » Принципы взаимодействия детского сада и семьи » Этапы взаимодействия и модели сотрудничества

Страница 1

А.А.Петрикевич в своем исследовании рассматривает взаимодействие с семьей как процесс, имеющий свою динамику, этапы развития, характерные только для него формы и методы совместной работы родителей и педагогов. Автор предлагает строить взаимодействие детского сада и семьи в несколько этапов:

первый этап — общеподготовительный,

на втором начинается работа по формированию у родителей готовности к личным партнерским связям с воспитателем,

на третьем используются групповые формы работы с родителями, для формирования межродительских педагогических отношений,

на четвертом возникает и начинает работать форма реализации партнерских отношений воспитателя и родителей.

Следовательно, установление партнерских отношений между детским садом и семьей возможно при поэтапном построении взаимодействия. В.А.Петровский, В.П.Дуброва, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина и другие предлагают следующие этапы работы воспитателя с родителями:

Первый этап — моделирование общения на предстоящую деятельность. Именно на этом этапе должно осуществляться своеобразное моделирование процесса сотрудничества детского сада и семьи и социально-психологическая подготовка воспитателя к деловому и личностному взаимодействию с родителями.

Главная цель подготовки воспитателя к работе с детьми должна заключаться в совершенствовании социально-психологической культуры педагога. Социально-психологическая культура, по определению Я.Л. Коломинского, предполагает наличие у педагога определенных взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительные отношения к ребенку, родителям, своим коллегам.

Второй этап — установление между родителями и воспитателями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.

Третий этап — формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний о ребенке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

Четвертый этап — ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, в котором активная роль принадлежит родителям. Только после первых трех этапов у родителей на основе достигнутой доверительности и доброжелательности в общении с воспитателем возникает потребность поделиться проявлениями индивидуальности ребенка дома.

Пятый этап — совместное с родителями исследование и формирование личности ребенка.

Со своей стороны, Даведьянова Н.С. рассматривает два традиционных аспекта сотрудничества семьи и ДОУ: концептуальный и организационно-деятельностный следующим образом:

Концептуальный аспект, по ее мнению, предполагает: трактовку воспитания как процесса создания условий для восхождения личности к индивидуальности через преодоление противоречий и на основе общечеловеческих ценностей; оптимистическую гипотезу в отношении развития ребенка на всех возрастных этапах; деятельностный подход к организации общения, игры, физического и умственного труда; стремление развить интересы детей к различным видам деятельности; соблюдение демократического стиля общения и взаимодействия в семье и в ДОУ, ориентация на деловой и духовный уровень общения; уважение, доверие и доброжелательность в отношениях семьи и ДОУ к ребенку и друг другу; уважение права свободного выбора, диалогизм, забота об эмоциональном благополучии, защита прав, чести и достоинства всех участников педагогического процесса; готовность постоянно повышать свой психолого-педагогический уровень, вступать в диалог ради пользы ребенка, конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Организационно-деятельностный аспект предполагает следующие этапы работы:

1. информационно-подготовительный этап, или педагогическая диагностика семьи, призван помочь в составлении достаточно объективного портрета семьи, выявить уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованность в решении проблем семейного воспитания, определить спектр проблем, актуальный для данной группы и данного детского сада, спланировать работу с благополучными и неблагополучными семьями, наметить наиболее эффективные способы включения родителей в деятельность по развитию личности ребенка. Педагогическая диагностика семьи способствует не только грамотному началу взаимодействия детского сада и семьи, но помогает «отслеживать» промежуточные результаты и намечать перспективы (ближней и дальней);

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Формы и методы профессиональной ориентации
Рассмотрение профориентации только как системы воздействия на личность может привести к игнорированию активности самой личности в вопросах выбора профессии. В этом случае вся система профориентационной работы может быть сведена к постановке диагноза о пригодности молодого человека к профессии (груп ...

Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка
Как известно, игра, как ведущий вид деятельности, выступает в дошкольном возрасте. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за это время игры проходят довольно значительный путь развития: от предметных и символических до сюжетно-ролевых с правилами. С момента поступ ...

Основы взаимодействия классного руководителя с родителями
Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский: "Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет пр ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru