На контрольные работы отводится от 30 до 45 мин. Если кто-то из детей на контрольных работах не укладывается в отведенное время, то на начальных этапах обучения можно выделить для него дополнительно некоторое время, чтобы дать возможность спокойно закончить работу. Такое “дописывание” работы исключено при проведении самостоятельных работ. Зато в контрольных работах не предусмотрена последующая “доработка” — оценивается результат. Оценка за контрольную работу исправляется, как правило, в следующей контрольной работе.
При выставлении оценки можно ориентироваться на следующую шкалу (задания со звездочкой не входят в обязательную часть и оцениваются дополнительной оценкой):
“3” — если сделано не менее 50% объема работы;
“4” — если сделано не менее 75% объема работы;
“5” — если работа содержит не более 2 недочетов.
Шкала эта весьма условна, так как при выставлении оценки учитель должен учитывать множество разнообразных факторов, включая и уровень подготовленности детей, и их психическое, и физическое, и эмоциональное состояние. В конце концов, оценка должна быть в руках учителя не домокловым мечом, а инструментом, помогающим ребенку научиться работать над собой, преодолевать трудности, поверить в свои силы. Поэтому, прежде всего, следует руководствоваться здравым смыслом и традициями: “5” — это отличная работа, “4” — хорошая, “3” — удовлетворительная. Следует отметить также, что в 1 классе оценки выставляются только за работы, написанные на “хорошо” и “отлично”. Остальным можно сказать: “Нам надо подтянуться, у нас тоже все получится!”
Работы в большинстве случаев проводятся на печатной основе. Но в некоторых случаях они предлагаются на карточках или даже могут быть записаны на доске, чтобы приучить детей к разной форме подачи материала. Учитель без труда определит, в какой форме проводится работа по тому, оставлено место для вписывания ответов, или нет.
Самостоятельные работы предлагаются примерно 1-2 раза в неделю, а контрольные работы — 2-3 раза в четверть. В конце года дети сначала пишут переводную работу, определяющую способность к продолжению обучения в следующем классе в соответствии с государственным стандартом знаний, а затем — итоговую контрольную работу.
Итоговая работа имеет высокий уровень сложности. Вместе с тем, опыт показывает, что при планомерной систематической работе в течение года в предложенной методической системе практически все дети с ней справляются. Однако в зависимости от конкретных условий работы уровень итоговой контрольной работы может быть снижен. В любом случае, неуспешное ее выполнение ребенком не может служить основанием для выставления ему неудовлетворительной оценки.
Главная цель итоговой работы — выявить реальный уровень знаний детей, овладение ими общеучебными умениями и навыками, дать возможность детям самим осознать результат своей работы, эмоционально пережить радость победы.
Высокий уровень проверочных работ, предложенный в данном пособии, как и высокий уровень работы в классе не означает, что должен повышаться уровень административного контроля знаний. Административный контроль проводится точно так же, как и в классах, обучающихся по любым другим программам и учебникам. Учитывать следует лишь то, что материал по темам иногда распределен иначе (например, методика, принятая в данном учебнике, предполагает более позднее введение чисел первого десятка). Поэтому административный контроль целесообразно проводить в конце учебного года.
Похожие статьи:
Методы развития быстроты
В.П. Филин и Н.А. Фомин выделяют основный метод воспитания быстроты движений у занимающихся – это комплексный метод, сущность которого состоит в систематическом использовании подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера. Наряду ...
Изучение потребности учителей-логопедов в изучение учащихся
В ходе проведения исследования сформированности потребности учителей-логопедов в изучении учащихся были получены следующие данные (см. Табл. 1): 100% учителей-логопедов стремятся понять своих учеников. Это высокий показатель, т.к. педагогическая деятельность основана на взаимодействии учителя и уче ...
Возрастные особенности младшего школьника
Учащиеся начальных классов, то есть дети младшего школьного возраста, очень сильно отличаются друг от друга по успехам в учении - сосредоточенные и отвлекающиеся, быстросхватывающие и тугодумы. Они собрались из самых разных семей - более развитые и менее развитые, воспитанные и диковатые, заласканн ...