2) Образование множественного числа имен существительных при помощи менее привычного для них окончания:
дом - дома вечер – вечера поле - поля
лес – номер - море -
стол - голос - яблоко -
бок – провод- ведро -
пояс – тополь - окно -
повар - и т.д. учитель – и т.д. сено - и т.д.
3) Употребление множественного числа имени существительных
Кол – колья клок - клочья
ком – сук -
стул – друг -
лист – и т.д. ухо – и т.д.
4) Образование множественного числа имени существительного с выпадением гласной в корне слова.
День – дни кусок - куски
пень – пни носок -
сон – сны платок -
ров – совок -
рот – щенок -
лоб – звонок -
мох – и т.д. петушок – и т. д.
Согласование прилагательных с существительными
Игра «Магазин»
Дети «покупают» в «магазине» у логопеда «банки с компотом». Ребенок подходит к логопеду и говорит: «Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот», «из яблок, слив, груш».
Игра «Самый главный фрукт»
Логопед говорит: «У девочки Маши в саду росли фрукты, это было волшебное дерево, и фрукты на нем умели говорить. И вот однажды они заспорили о том, кто из них самый главный. Яблоко говорит: «Я самое главное. Я самое красивое, вкусное. Из меня делают компот и варенье». Затем кто-то из детей озвучивает следующий фрукт: «Нет, я самая красивая, вкусная, из меня делают компот и варенье». таким образом описываются все выставленные картинки (слива, апельсин, ананас, вишня, абрикос).
Затем логопед объясняет детям, что все фрукты главные, каждый фрукт вкусен и полезен по своему.
Согласование существительных с числительными
Игра «Мы считаем»
1. Дети встают в круг и хором декламируют стихи:
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много разных овощей.
Посчитай-ка их сумей.
В центре с корзиной, заполненной муляжами овощей, стоит ведущий.
2. После окончания чтения стихотворения, ведущий дает одному из детей любой овощ. Этот ребенок передает овощ стоящему рядом со словами: «один огурец». Второй ребенок отдает огурец следующему, произнося: « два огурца». Счет ведется до пяти. Последний участник передает овощ ведущему.
3. Игра повторяется снова, пока в корзине не кончатся все овощи.
Игра «Один – два – пять»
Детям предлагается назвать по картине сколько жуков (листьев, цветов, машин, грибов и т. д.)
Например: Один жук, два жука, пять жуков.
Работа над предлогами
Игра «Ложки и стаканы»
Каждому ребенку логопед дает пластиковый стакан и ложку.
1. Логопед демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их;
- Я положила ложку В стакан.
- Я достала ложку ИЗ стакана.
2. Дети выполняют инструкции логопеда:
- Положи ложку В стакан.
- Достань ложку ИЗ стакана и т. д.
3. Каждый ребенок по очереди выполняют какое-либо действие и комментируют его.
4. Дети комментируют действия логопеда.
5. Дети друг другу демонстрируют действия и комментируют их.
6. Логопед называет детям только предлог, а дети демонстрируют и комментируют действия с ним.
Работа над словообразованием
Игра «Большой – маленький»
Взрослый называет большой предмет, а ребенок – маленький, используя для этого широко распространенные суффиксы -ик-, -ек-, -ок-, -к-.
1. Дом – домик Песок - песочек
стол – чулок -
Похожие статьи:
Развитие методов поощрения и наказания в различных странах
Вопрос о поощрениях и наказаниях воспитания детей является в педагогике одним из самых запутанных. Более того- щепетильных. Ведь исходя из идеалов гуманизма, ребенка нельзя наказывать ни в коем случае, а поощрением для него должно являться только чувство переживания успеха, ощущение личностного рос ...
Основные направления осуществления экологического образования
и воспитания младших школьников
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности младших школьников. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности ...
Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и распознавание речевого сообщения на слух. В условиях естественного речевого общения удельный вес этого вида речевой деятельности очень велик, если иметь в виду воздействие на современного человека таких средств массово ...