Самой первой задачей обучения грамоте является развитие у детей фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков (твердые и мягкие, звонкие и глухие, слитные и простые согласные, основные и йотированные гласные). Логопеду надо выработать у детей умение производить анализ слова, то есть разлагать его на слоги, а слоги на звуки. Также в подготовительной группе решаются следующие задачи: учить производить анализ синтез предложений разной конструкции, познакомить со всеми буквами русского алфавита, научить выкладывать слова из букв разрезной азбуки и т. д.
Важным моментом при подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактические игры должны основываться на следующих принципах:
дидактическая игра должна опираться на программный материал;
дидактическая игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов ( зрительного и тактильного );
пособия, используемые логопедом при проведении дидактических игр, должны быть внешне привлекательными;
условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс;
Устранение предпосылок дисграфий рекомендуется проводить на занятиях по обучению грамоте, и основным методом предупреждения нарушения письменной речи выбрать дидактическую игру.
Устранение предпосылок акустической и артикуляторно-акустической дисграфии
В деле воспитания слуховой дифференциации той или иной пары звуков самым важным является подчеркивание всеми возможными способами имеющихся между звуками различий. Ребенка необходимо убедить в том, что здесь не один, а два звука.
Поскольку ребенок не различает звуки на слух, что является в данном случае слабым звеном, на первых порах лучше опереться на какие-то более сохранные у него функции, в частности на зрение. Ведь любая пара звуков различается не только по звучанию, но и по артикуляции, то есть по положению артикуляторных органов при их произношении. Именно в силу различного положения этих органов и «получается» это разное звучание. По этому и нужно сначала привлечь внимание ребенка к различению в положении органов артикуляции, а не начать сразу с различения звука на слух.
Дальнейшая задача – как можно ярче подчеркнуть разницу в звучании звуков. Для этого лучше всего сначала отвлечься от похожих речевых звуков и отождествить их с теми звуками, которые часто приходится слышать в природе. При этом произносить эти «природные» звуки нужно утрированно, подчеркнуто и достаточно длительно. Хорошо использовать также словесное описание различий в их звучании. Например, при не различении ребенком на слух звуков З и Ж (С и Ш ) первую из этих пар звуков отождествляем со «звоном» или писком комара и жужжанием жука, а вторую – с шумом деревьев или камышей при ветре и со свистом. Некоторую помощь при этом отношении может оказать и запоминание ребенком такой фразы
Похожие статьи:
Практические рекомендации по организации педагогической поддержки
самоопределения школьников обучающихся в сельской школе
Классный руководитель, работающий в сельской школе, призван прививать детям любовь к родной земле, уважение к людям труда. Школа - это, образно говоря, завтрашний день села. И долг учителей - воспитать достойную смену рачительных, трудолюбивых хозяев страны, которым их отцы и матери оставят главное ...
Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы
На основе данных диагностики внимания учитель может провести групповую или индивидуальную работу с учащимися по развитию произвольного внимания. Для этого существует огромное количество методик, игр и упражнений. Некоторые из них мы рассмотрим. Методики по развитию общей внимательности, наблюдатель ...
Межпредметные связи в преподавании биологии и математики
Как было сказано ранее, учебный процесс представляет собой систему органического единства деятельности учителя и ученика. В этой системе под руководством учителя происходит овладение учеником системой знаний и способов деятельности его развития. Эффективное овладение знаниями и способами деятельнос ...