В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».
Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.
Исходя из понимания гуманитаризации образования курс "Человекознание" должен отвечать следующим основным требованиям:
адресоваться подросткам 14-15 лет и преподаваться 2 года (в 8-м и 9-м классах);
быть гуманным по содержанию и методам обучения;
охватывать все культурные пласты и разрезы гуманитарного знания не замыкаясь в границах науки;
- правдиво отражать существующие общественные нравы
не допуская ни приукрашивания, ни очернения;
стимулировать логический анализ и сравнение различных точек зрения по одним и тем же вопросам, широко используя диалоговые методы работы на уроке;
формировать привычку мыслить в широком междисциплинарном и межкультурном поле знаний;
быть интересным, увлекательным и дружественным по отношению к учащимся;
основываться на общечеловеческих ценностях - уважении прав и свобод личности, бережном отношении к природе и памятникам культуры, сострадании и милосердии к инвалидам, здравом образе жизни и т.д.;
побуждать учащихся к физическому, интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию, постоянному саморазвитию своего творческого потенциала; предоставлять учащимся методические средства для самопознания и самовоспитания, для гармонизации отношений с людьми, живой и неживой природой; для предотвращения несчастных случаев, для самозащиты и выживания в экстремальных условиях;
формировать неприятие социального неравенства людей, установленного по расовому, национальному, религиозному и тому подобным признакам;
способствовать свободному и рациональному самоопределению в политической, профессиональной и других сферах;
эти требования должны отражать и содержание курса "Человекознание". Причем, при составлении его проекта следует отделить принципиальные черты от частных и производных.
К принципиальным характеристикам содержания гуманитарного образования относятся: антропоцентрированность, интергративность, прагматичность.
Эти характеристики почти два века назад были отражены И. Кантом в "Антропологии с прагматической точки зрения".
Во-первых, Кант определял антропологию (человекознание) как "учение, касающееся человека и изложенное в систематическом виде"3.
Во-вторых, в качестве источников сведений для антропологии Кант указывал:
1) самонаблюдение;
2) собственные наблюдения за другими людьми;
3) сообщения путешественников о других народах;
4) всеобщая история и биография;
5) художественная литература
В-третьих, антропология Канта прагматична, так как она говорит, что человек "как свободно действующее существо делает или может и должен делать из себя сам".
Накопленные человечеством громадные запасы гуманитарного знания в современном образовании используется лишь в мизерных дозах. Разумеется, элементы человекознания даются в истории, литературе, биологии, географии, даже в физике и химии, но систематических знаний о человеке и в школе и в ВУЗах дается на удивление мало. Еще хуже то, что человек в этих знаниях представляется в растерзанном и преимущественно безжизненном виде. Живой человек с душой выпал из содержания общего образования, а вместе с ним и тот духовный фундамент, на котором должны строиться гуманистическое мировоззрение, процессы саморазвития личности, наконец, гуманитарное образование на самых разных предметах.
Включить человека в содержание образования рано или поздно придется. Как говорил Александр Блок, нам нужна вся душа, все житейское, весь человек.
Похожие статьи:
Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи
Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему недоразвитию. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом ...
Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей
с двигательной патологией
Методические рекомендации разработаны с учетом особенностей работы логопеда в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что в детском саду №12 «Ромашка» компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сложилась св ...
Виды письма в коррекционной работе
На протяжении первых трех лет обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи, отвечая задачам обучения, закрепления и проверки соответствующих знаний и умений. Рассмотрим отдельные виды пись ...