3. Управление общением в ходе педагогического взаимодействия
На этом этапе учитель решает массу педагогических и коммуникативных задач. Ему необходимо поддерживать активность и инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. Педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднениях, непредвиденных ситуациях, отклонение от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.
Изложение учебного материала (вербальное общение) это эпицентр процесса педагогического общения, передача своего видения объекта, его сердцевины. Станиславский выдвинул важную в педагогическом отношении задачу – предоставить объекту возможность не только слышать, но и увидеть внутренним зрением передаваемый материал. В ходе изложения или в завершении его необходимо установить обратную связь, определить уровень понимания или усвоения информации.
Излагая главную часть материала (в ходе непосредственного взаимодействия) необходимо: – обеспечить устойчивое внимание учащихся; – соблюдать логику (тезис, его развитие или аргументация, вывод) и ясность изложения; – подумать над занимательностью изложения (познавательная интрижка – что же дальше?).
Методы построения речи (изложения материала):
– индуктивный – от частного к общему (возможны ошибки – обобщение по частностям),
– дедуктивный – изложение от общего к частному,
– метод аналогии (сходства, параллели, подобие),
– концентрический метод – изложение вокруг единого центра,
– ступенчатый метод – последовательное изложение материала,
– исторический – изложение в хронологическом порядке.
Логика изложения материала в устной и письменной речи представлена следующими этапами: 1) тезис, 2) аргументация или развитие мысли, 3) вывод, завершающий, закругляющий изложение.
В ходе управления общением с классом возникает необходимость восстановления внимания. С этой целью можно использовать:
– голосовые приемы, – паузу, – жесты и движения, – обращение, – вопросы в речи, – переход от абстрактных рассуждений к конкретным приемам, фактам, образам, иллюстрациям, – неожиданный перерыв мысли, – наглядные средства, документы, – юмор, – учет непредвиденных обстоятельств и умение в них действовать, – ответы на вопросы.
В целом, слово учителя должно воздействовать на чувства, сознание, стимулировать мышление, воображение, создавать потребность в поисковой деятельности, а манера изложения не должна отвлекать от содержания материала, а способствовать его уяснению.
Этот этап общения (изложения материала, речи) заканчивается заключением. Конец речи должен закруглять ее, т.е. связать с началом, конец речи – это разрешение всей речи. Необходимо, чтобы слушающий или читающий понял, что больше по этому вопросу говорить нечего. Можно вернуться к поставленной ранее цели, напомнить ее исходя из сказанного в ходе обсуждения вопроса. Заключение не должно содержать ложного пафоса, быть естественным, ясным.
Варианты заключения: – выводы речи, – краткое повторение основной проблемы, – обобщение сказанного, – указание перспектив, постановка будущих задач, – иллюстративная концовка.
Признаки хорошей речи. 1. Правильность речи (соответствие принятым в обществе литературно-языковым нормам), 2. Точность (соответствие мыслям говорящего), 3. Ясность речи, доступность пониманию слушающего или читающего, 4. Логичность (соответствие законам логики: небрежность языка обуславливается нечеткостью мышления), 5. простота, естественность, отсутствие вычурности, 6. богатство, разнообразие используемых языковых средств, 7. сжатость речи, отсутствие лишних слов, повторений, 8. чистота речи, т.е. устранение из нее слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, употребление их без надобности, 9.живость речи, выразительность, образность, эмоциональность, отсутствие шаблонов, 10. Благозвучие речи, соответствие требованиям приятного звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.
Похожие статьи:
Краткие сведения о развитии речи ребенка
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь-«думание»), которая позво ...
Философские основания современной парадигмы образования
Как отмечают исследователи, одна из главных проблем современного образования - повышение качества функционирования любой образовательной системы и гарантированность этого качества - тесным образом связана с инновациями. Мы находимся на волне всеобщего интереса к этой главной проблеме, однако по-пре ...
Особенности отличия традиционного процесса обучения и
инновационного
Традиционное обучение. Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительные признаки традиционной ...