Понятие воспитание одно из центральных в педагогике. Трактовка его менялась с течением времени и на сегодняшний день существует несколько определений. По мнению некоторых педагогов, в т. ч. Полякова С.Д., существует не менее трех значений понятия воспитание: широкое, среднее и узкое (профессиональное).
В широком значении воспитание понимается как влияние на растущего человека окружающей среды – природной, социальной или, чуть конкретнее, передача от старшего поколения младшему опыта, накопленного человечеством, т.е. знаний, умений, навыков, нравственных ценностей, культуры.
В среднем значении воспитание рассматривается как целенаправленное создание условий для развития человека (Мудрик А.В.). Под такое определение подходит всякое педагогическое влияние.
В узкой трактовке воспитание это целенаправленное влияние на развитие личности ребенка.
Далее подробнее см. пед. словари, книгу С.Д. Полякова «Психопедагогика воспитания». Разобраться в понятиях и выписать определения: воспитание, обучение, образование, социализация, развитие, формирование, человек, личность.
В профессиональном значении наиболее часто воспитание определяется как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагогов и воспитуемых с целью создания условий для развития личности воспитуемых.
Воспитание – разносторонний процесс, включающий в себя различные виды деятельности. При всем разнообразии трактовок термина и своеобразии организации воспитательных взаимодействий неизменной остается сущность воспитания. Сущность воспитания заключается в том, что все внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в дальнейшем поведении и деятельности.
Чтобы лучше понять сущность воспитания, следует назвать его специфические черты.
Целенаправленность. Педагог должен ясно видеть цель воспитательной работы с конкретным классом, конкретной личностью. Без цели воспитание невозможно, но в то же время воспитательные цели скрыты от ребенка, они существуют в сознании педагога.
Двусторонность. С одной стороны в воспитании участвуют педагоги, с другой и сами воспитанники сознательно участвуют во взаимодействии с педагогом, т.о. воспитательные отношения носят субъектно-субъектный характер, т.е. ребенок является не только объектом, на который направлено воспитательное воздействие педагога, но и субъектом, активно участвующим в воспитательном процессе.
Многофакторность. По своей природе воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это значит, что становление личности происходит под влиянием школы, семьи, общественности, внешкольных учреждений, дружеской компании и т.д. По словам А.С. Макаренко, воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего – родители и педагоги.
Продолжительность. Воспитание – это длительный, долговременный, непрерывный и малозаметный процесс. Воспитание начинается с самого рождения и продолжается всю жизнь. По сравнению с воспитанием, обучение, например, четко регламентировано временными рамками (урок, тема, четверть, год), в обучении при желании педагог может быстро устранить пробел в знаниях учеников. Воспитание же требует длительной и постоянной работы. Могут быть различные по продолжительности акты воспитательного воздействия – длительные и мгновенные (Макаренко – метод взрыва). В ходе воспитания личность выбирает отказ от каких либо качеств или формирует новые качества, что требует времени и усилий.
Устремленность в будущее. Процесс воспитания устремлен в будущее, т.е. характерна отдаленность результатов: воспитываем сейчас, а результат проявится спустя длительное время.
Комплексность. Воспитание – процесс комплексный. Невозможно воспитывать ребенка по частям, следует осуществлять выход на целостную личность, стремиться к разностороннему воспитанию.
Ступенчатый характер процесса воспитания. При всей перманентности воспитательного процесса следует обращать внимание на возрастные и личностные изменения воспитанников, наблюдать их в развитии и изменении.
Неодинаковость результатов воспитания детей, что обуславливается индивидуальностью, своеобразием личностей.
Итак, воспитание имеет свою специфику и является наравне с обучением составляющей целостного педагогического процесса.
Цель как философская категория – осознанное представление конечного результата определенной деятельности. Умение поставить цель отличает деятельность человека от других живых организмов.
Цель воспитания – конечный результат воспитания человека. Должно быть мысленное представление о том, каким в конечном счете должен стать человек. Извечна мечта человечества о постоянном совершенствовании личности. Для человека разумно и естественно разностороннее развитие, т.о. цель воспитания – разностороннее развитие человека. Данная цель идеальна, перспектива длительна. Сегодня о ней говорим, но полностью она недостижима. Почему? – Цель определяется экономическими возможностями, социально-политическими условиями общества. На сегодняшний день наша система образования не может гарантировать каждому ребенку полноценное разностороннее развитие. Но отказываться от нее не стоит, к ней нужно стремиться и использовать все имеющиеся ресурсы.
Какова цель воспитания в нашем обществе?, чем заниматься в воспитательной работе?, к чему мы должны стремиться? Цель воспитания – целенаправленное влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию. Цель воспитания – человек. Как это объяснить:
– признание личности ребенка, развивающегося человека, высшей ценностью, уважение своеобразия и уникальности каждого ребенка;
– развитие у ребенка природных задатков, индивидуальных способностей, максимальное совершенствование сущностных сил человека;
– создание благоприятных условий для развития ребенка,
– ориентация на данное конкретное общество.
Идеальная цель конкретизируется другими, более близкими целями, поэтому существует иерархия целей. Цели могут быть:
– главные или стратегические, которые предполагают существенное изменение личностных качеств воспитуемых;
– рабочие или тактические, предполагающие решение тех или иных задач воспитания на том или ином этапе формирования личности;
– сиюминутные или оперативные, осуществляющиеся сразу после их возникновения и оказывающие непосредственное изменение хода действий.
Итак, общая цель воспитания – развитие личности. Вспомним, что развитие это существенное и необходимое движение, изменение по восходящей, от низшего к высшему, от простого к сложному.
Развитие в педагогическом смысле – взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений в человеке. Развитие рассматривается в разных аспектах – физическое, психическое, социальное и др.
На развитие ребенка влияют различные факторы. Внешние – это среда и воспитание и внутренние – это наследственность и активность личности самого ребенка. Какой из них наиболее важный? – Воспитание. Постараемся доказать: это целенаправленный процесс, совершаемый профессионалами педагогами или родителями, заинтересованными в воспитании своего ребенка, воспитание может корректировать влияние среды, способствовать через создание условий проявлению индивидуальных задатков и способностей.
Движущими силами воспитания с точки зрения методологии являются противоречия. Они могут быть внутренними и внешними.
Внутренние:
Противоречие между возрастающими социально значимыми задачами, которые надо решить воспитаннику и теми возможностями, которые ограничивают его поступки и действия в решении этих задач (надо и могу).
Между внешними требованиями к ребенку и внутренними побуждениями, мотивами, стремлениями (надо и хочу).
Между уровнем притязаний ребенка и уровнем возможностей (хочу и могу).
Между мотивами – борьба мотивов (хочу и хочу).
Внешние (часто оказывают отрицательное влияние на воспитание):
Несоответствие воспитательных влияний школы и среды;
Несоответствие воспитательных влияний субъектов воспитания.
В результате разрешения создаваемых противоречий личность поднимается на новый уровень развития.
Закономерность (в философии) – это объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие.
Педагогическая закономерность – объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь явлений воспитания, обеспечивающая их существование и поступательное развитие.
Закономерности – главный элемент педагогической теории, но существует несколько подходов к освещению этого вопроса.
По одному из определений (Мудрик А.В.) воспитание – целенаправленное создание условий для развития человека. Принимая его во внимание, назовем сначала закономерности развития.
Развитие зависит от положения ребенка в обществе. Само положение ребенка зависит от социально-экономических условий (в древнем обществе период детства мал, процесс старения идет быстро, в 20 лет человек уже мог быть старейшиной, а в наше время детство продолжительнее, до 18 и даже до 20 лет).
Неравномерность развития обусловлена разной наследственностью и опытом участия в деятельности.
Развитие личности напрямую связано с ее активностью.
Закономерности воспитания
Процесс воспитания обусловлен социально-экономическими потребностями и возможностями общества. (На рубеже 17–18 веков – развитие экономической и политической сферы – реформы Петра I – развитие образования и воспитания молодежи – морские, навигатские школы, «Юности честное зерцало»).
Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность и общение. Вне деятельности и общения человек не развивается.
В воспитании все внешнее трансформируется через внутреннее.
Взаимообусловленность всех компонентов воспитательной деятельности
В учебниках педагогики даются и другие взгляды на этот вопрос, их следует изучить самостоятельно.
Закономерности объективны и неизменны. На основе закономерностей развития и воспитания вырабатываются принципы воспитания.
Принцип (в философии) это руководящая идея, основное правило, требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.
Принцип воспитания – это научно обоснованное требование к деятельности педагога, вытекающее из научно обоснованных закономерностей. Назовем основные принципы.
Связь воспитания с жизнью.
Воспитание в разнообразной деятельности.
Воспитание личности в коллективе (А.С. Макаренко)
Стимулирование активности формируемой личности, детской самодеятельности (самостоятельной деятельности) в сочетании с педагогическим руководством.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей (Л.С. Выготский).
Гуманное отношение к ребенку.
Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
Опора на «положительное» в ребенке.
Принцип системности, оптимального отбора содержания, методов, форм, приемов воспитания подчиненных педагогическим целям.
Принципы изменяются с течением времени, и это одна из причин того, что в разных учебниках предлагаются различные взгляды на этот вопрос и с ними следует познакомиться самостоятельно.
Логика воспитательного процесса определяется его структурой и предполагает при его организации (на любом завершенном временном отрезке и в любой конкретной ситуации) следующие этапы:
Выдвижение педагогических задач (воспитательных и организационно-практических);
Отбор содержания и средств, форм, методов, приемов);
Реализация содержания и средств (организаторская деятельность по решению педагогических задач);
Анализ и оценка результатов.
При пропуске одного из этапов, воспитательная работа теряет смысл. Не выдвигая задач нельзя судить о результатах, а не анализируя проведенную работу и ее результаты невозможно поставить задачи для будущей деятельности.
Логика выполнения конкретных действий, т.е. их логическая последовательность, как правило субъективна и зависит от выбранной тактики. Если же «тактическая логика» вступает в противоречие с объективной логикой воспитательного процесса, она дает сбой, разрушает общий метод организации. С т.з. логики нецелесообразны педагогические действия, которые не ведут к достижению воспитательной цели и решению стратегических педагогических задач. Случайно выбранная форма, случайное средство, необдуманный метод могут разрушить общую логику воспитательного процесса. Воспитательный процесс должен быть последовательным. Это значит не только сам порядок действий, но и логически последовательную позицию педагога в использовании средств, методов и приемов. Например, случайная отмена установившейся традиции анализа проведенного дела не только разрушает логику внешней организации жизни детского коллектива, но и в сознании воспитанников появляется сомнение в обязательности анализировать свою деятельность
Итак, общая логика воспитательного процесса носит объективный характер и на практике ею следует руководствоваться как законом, а нарушение закона чревато последствиями.
Система – это совокупность определенным образом связанных элементов, образующих единое целое.
Воспитательная система – внутренне интегрированное единство воздействия всех воспитательных средств, действий, факторов, организационных форм, принятых в данном учреждении для реализации педагогических целей.
Воспитание как система представляет собой единство следующих компонентов:
– целевой;
– мотивационный;
– содержательный;
– операционно-деятельностный;
– результативный.
Интеграционное единство системы достигается через осуществление двух взаимосвязанных деятельностей – деятельности педагога-воспитателя и деятельности воспитанника.
Похожие статьи:
Формирование навыков сложения и вычитания у учащихся в норме
Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. При опр ...
Сущность классного руководителя по организации деятельности самоопределения
школьников
Педагогическая поддержка самоопределения школьников в основной и старшей школе - это совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности педагогического коллектива во взаимодействии с социальными партнерами школы по формированию образовательной среды, способствующей самооп ...
Специфические нарушения чтения – дислексии
Говоря о дислексии, мы подразумеваем состояния, основное проявление которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные услови ...