В 1988 г. выходит учебник «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского, где определен такой порядок направлений воспитания: – формирование марксистско-ленинского мировоззрения, атеистическое воспитание, – умственное, – идейно-нравственное (экология, гуманизм, демократизм, интернационализм, мир, дружба), – трудовое, правовое и экономическое, – эстетическое, – физическое.
И.Ф. Харламов в учебнике «Педагогика», вышедшем в 1990 г. называет: – формирование научного мировоззрения, – нравственное воспитание, – воспитание патриотизма и интернационализма, – трудовое воспитание и профориентация, – воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, – эстетическое, – физическое.
Б.Т. Лихачев в курсе лекций «Педагогика» (1993 г.) выделяет: – формирование мировоззрения, – гражданское воспитание, – трудовое, – нравственное, – эстетическое, – физическое, – воспитание сознательной дисциплины и самодисциплина.
В.А. Сластенин в учебнике «Педагогика» (1998 г.) указывает на – умственное, – нравственное, – трудовое, – физическое, – политическое и интернациональное, – эстетическое, – правовое, – экологическое, – экономическое, – религиозное.
Давайте подумаем, в связи с чем происходит изменение названий и приоритетность того или иного направления воспитания. Сделайте вывод и запишите его.
В ходе обсуждения приходим к выводу о влиянии социально-политических и экономических условий в стране на формирование содержания воспитания.
Как вы думаете, в чем достоинства и недостатки определения содержания воспитания по направлениям?
Достоинства – разностороннее воспитание, возможность проявления различных способностей, задатков, интересов.
Недостаток – воспитание по частям ведет к дробности личности, к перекосу в сторону одного направления и потере другого.
Некоторые современные педагоги придерживаются иного подхода к определению содержания воспитания. Интересна позиция О.С. Газмана.
С его т.з., если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить, что с позиций общечеловеческих все – и родители, и школа, и местные органы гос. власти сойдутся на том, что растущему человеку, прежде всего, необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые являются базой для способности к саморазвитию, самореализации, самоопределению). В этих трех категориях содержится генетический код человечества, через них осуществляется передача культурного наследия, всего того, что накоплено человечеством в ходе биологической и социальной эволюции. Таким образом, этими тремя блоками можно обозначить задачи работы любого классного руководителя.
Эти задачи должны реализоваться для того, чтобы ребенок успешно развивался в доступных для него видах деятельности (учебной, производственной и досуговой), в общении со средствами массовой коммуникации, со сверсниками, со взрослыми, с искусством, в обыденной (бытовой) сфере, т.е. бытие (образ жизни дома, в школе). Иначе говоря, деятельность, общение, бытие (образ жизни) ребенка это те основные средства, через окультуривание которых воспитатель осуществляет и физическое, и нравственное воспитание, и содействует развитию способностей ребенка. Каждый воспитатель формирует личность ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, заботится о его здоровье, нравственности, способностях.
Похожие статьи:
Формирование у учащихся пунктуационных умений
Пунктуационное умение - это интеллектуально-мыслительное действие, заключающееся в постановке или не постановке знаков препинания в коммуникативных единицах - в предложении и тексте. Оно отражает речемыслительную деятельность пишущего, связанную с поиском и реализацией средства языкового выражения. ...
Возможности педагога по координации развития способностей одаренных детей
Дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их способностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к «выдающимся» детям, такие учителя часто испол ...
Семейное воспитание в наследии Каменского
Для раскрытия этого вопроса вновь обращусь к принципу природосообразности. «Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родител ...