с одной стороны , с другой: .
Например: в одном пучке 3 морковки, а в другом 5 морковок. Сколько морковок в двух пучках? (неизвестно целое).
Работа может выполняться в форме математического диктанта.
На следующем этапе наряду с вопросом о том, что надо найти в задаче: часть или целое, задается вопрос о том, как это сделать (каким действием). Ученики подготовлены к обоснованному выбору арифметического действия на основе связи между целым и его частями.
Задания:
Покажи целое, покажи части. Что известно, что неизвестно?
Я показываю — вы называете, что это: целое или часть, известно оно или нет?
Что больше часть или целое?
Как найти целое?
Как найти часть?
Что можно найти, зная целое и часть? Как? (Каким действием?).
Что можно найти, зная части целого? Как? (Каким действием?).
Что и что нужно знать, чтобы найти целое? Как? (Каким действием?).
Что и что нужно знать, чтобы найти часть? Как? (Каким действием?).
Составьте выражение к каждой схеме?
Опорные схемы, используемые на данном этапе работы над задачей, могут иметь следующий вид:
Во время эксперимента ученики придумывали свои задачи, иллюстрировали их, “одевали” схемы, использовалось комментирование, самостоятельная работа с различными видами проверки.
3.3. Контрольный эксперимент
Цель: проверить эффективность подхода при решении простых задач, предложенного образовательной программой “Школа 2100”.
Были предложены задачи:
На одной полке стояло 3 книги, а на другой – 4 книги. Сколько книг стояло на двух полках?
Во дворе играли 9 детей, из них 5 мальчиков. Сколько было девочек?
На березе сидели 6 птиц. Несколько птиц улетело, осталось 4 птицы. Сколько птиц улетело?
У Тани было 3 красных карандаша, 2 синих и 4 зеленых. Сколько карандашей было у Тани?
Дима за три дня прочитал 8 страниц. В первый день он прочитал 2 страницы, во второй – 4 страницы. Сколько страниц прочитал Дима в третий день?
Вывод. Результат контрольного эксперимента отражен в графике.
Решили: 63 задачи – ученики гимназии № 5
50 задач – ученики школы № 74
Как видим, результаты учеников гимназии № 5 при решении задач выше, чем у учеников средней школы № 74.
Итак, результаты эксперимента подтверждают гипотезу о том, что, если при обучении математике младших школьников использовать образовательную программу “Школа 2100” (деятельностный метод), то процесс обучения будет более продуктивный и творческий. Подтверждение этому, мы видим в результатах решения задач № 4 и № 5. Ученикам ранее не предлагались такие задачи. При решении таких задач необходимо было, используя определенную базу знаний, умений и навыков, самостоятельно найти решение более сложных задач. Ученики гимназии № 5 справились с ними более успешно (21 задача решена), чем ученики средней школы № 74 (14 задач решены).
Хочу привести результат опроса учителей, работающих по данной программе. В качестве экспертов были выбраны 15 учителей. Они отметили, что дети, которые учатся по новому курсу математики (приведен процент утвердительных ответов):
Похожие статьи:
Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...
Результаты работы по программе экологического образования и
воспитания младших школьников
Формирующий эксперимент, проводимый по нашей программе во втором классе читинской средней школы № 47 показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. Так, наприм ...
Методические аспекты формирования навыка пересказа у младших школьников
Пересказы текстов занимают важное место на уроках чтения в начальной школе. Пересказ является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления и речи. В связи с этим встает вопрос о путях формирования навыка пересказа у младших школьн ...