Глава 3. Анализ эксперимента
Как воспринимают школьники самые простые задачи? Является ли подход, предложенный программой “Школа 2100”, при обучении решению задач более эффективным по сравнению с традиционным?
Чтобы ответить на эти вопросы, нами был проведен эксперимент в гимназии № 5 и в средней школе № 74 г. Минска. В эксперименте принимали учащиеся подготовительных классов. Эксперимент состоял из трех частей.
Констатирующий. Были предложены простые задачи, которые необходимо было решить по плану:
Условие.
Вопрос.
Схема.
Выражение.
Решение.
Ответ.
Предлагалась система упражнений с использованием деятельностного метода с целью выработки умений, навыков решать простые задачи.
Контрольный. Ученикам были предложены задачи, похожие на задачи из констатирующего эксперимента, а также задачи более сложного уровня.
3.1. Констатирующий эксперимент
Ученикам были предложены следующие задачи:
У Даши 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов у Даши?
У кошки Мурки 7 котят. Из них 3 белых, а остальные пестрые. Сколько у Мурки пестрых котят?
В автобусе ехали 5 пассажиров. На остановке часть пассажиров вышла, остался 1 пассажир. Сколько пассажиров вышло?
Цель констатирующего эксперимента: проверить, какой начальный уровень знаний, умений, навыков у учеников подготовительных классов при решении простых задач.
Вывод. Результат констатирующего эксперимента отражен в графике.
Решили: 25 задач — ученики гимназии № 5
24 задачи — ученики средней школы № 74
В эксперименте принимало участие 30 человек: 15 человек из гимназии № 5 и 15 человек из школы № 74 г. Минска.
Более высокие результаты достигнуты при решении задачи № 1. Наиболее низкие при решении задачи № 3.
Общий уровень учеников двух групп, справившихся с решением данных задач приблизительно одинаковый.
Причины невысоких результатов:
1. Не все учащиеся владеют знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения простых задач. А именно:
а) умение выделить элементы задачи (условие, вопрос);
б) умение моделировать текст задачи с помощью отрезков (построение схемы);
в) умение обосновывать выбор арифметического действия;
г) знание табличных случаев сложения в пределах 10;
д) умение сравнивать числа в пределах 10.
2. Наибольшие затруднения учащиеся испытывают при составлении схемы к задаче (“одевание” схемы) и составлении выражения.
3.2. Обучающий эксперимент
Цель эксперимента: продолжить работу по решению задач с использованием деятельностного метода с учениками из гимназии № 5, обучающихся по программе “Школа 2100”. Для формирования более прочных знаний, умений и навыков при решении задач особое внимание было уделено составлению схемы (“одевание” схемы) и составлению выражения по схеме.
Предлагались следующие задания.
1. Игра “Часть или целое?”
|
Похожие статьи:
Логический аспект изучения предложения
Логический аспект изучения синтаксических единиц связан с лучшими традициями русской лингвистики, как в логическом плане классики отечественного языкознания рассматривали проблему соотношения языка, и мышления и бытия. В работах по общему языкознанию и психолингвистике язык рассматривается как сред ...
Результаты работы по программе экологического образования и
воспитания младших школьников
Формирующий эксперимент, проводимый по нашей программе во втором классе читинской средней школы № 47 показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. Так, наприм ...
Проблема – чему и как учить? Оптимальные условия развития детской
одаренности
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема – чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. В современной практике организации обучения интеллектуально одаренных детей в любой области знаний выделяют три основных направления: факультативные занят ...