Для современной белорусской школы характерны как сильные так и слабые стороны образовательной системы. Положительные стороны: объем и качество знаний, которые получают учащиеся; школа обеспечена учебными программами высокого уровня сложности с достаточно эффективными методиками; мощный потенциал белорусской школы — ее учительский корпус, степень профессиональной подготовки которого позволяет ставить и решать сложные и масштабные образовательные задачи. Отрицательные стороны: учебная перегрузка; низкий уровень усвоения учебных программ; чрезмерная унификация школы; недостаточное внимание школы к проблеме гражданского воспитания и социальной адаптации школьника в условиях постоянного усложнения современной жизни ведет к росту преступности и других негативных явлений.
Сегодня государственная политика в области образования базируется на принципах (“Закон об образовании в Республике Беларусь. 1991год”):
· приоритет общечеловеческих ценностей;
· национально-культурная основа;
· научность;
· ориентация на мировой уровень образования;
· гуманизм;
· связь с общественной практикой;
· экологическая направленность;
· преемственность и беспрерывность;
· единство образования, духовное и физическое совершенство;
· демократизм;
· светский характер;
· обязательность базового (9 лет) образования.
Образование в Республике Беларусь должно достигнуть следующих целей:
· содействие гармоничному развитию личности, полной реализации ее творческих способностей;
· формирование и укрепление национальной сознательности гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира;
· обеспечение овладения государственного языка, как главного средства общения между гражданами Республики Беларусь;
· сохранение и умножение интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа и других национальных сообществ республики;
· формирование экологической сознательности;
· воспитание уважения к семейной жизни;
· содействие интеллектуальным устремлениям личности;
· достижение разумного соотношения опыта и веры личности;
· развитие научной, технической и культурной деятельности в соответствии с потребностями развития республики;
· воспитание сознательного уважения к демократии как форме управления и существования, которая позволяет каждой личности участвовать в принятии решений, направленных на улучшение общества;
· содействие установлению отношений человечности и милосердности в отношениях между людьми;
· воспитание сознательного уважения к всемирному порядку, основанного на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира;
· укрепление здоровья и физического усовершенствования воспитанников и студентов.
Чтобы достигнуть этих целей в 1996 году бала принята реформа. Концепция реформы исходит из того, что основными задачами общеобразовательной школы являются:
· подготовка молодого поколения к полноценной жизни и деятельности в обществе;
· формирование представлений и готовности к жизни в изменчивом мире;
· передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры;
· содействие гармоничному развитию личности, ее патриотическому, гражданскому и духовно-моральному воспитанию.
Для достижения этого необходимо реализовать следующие цели и меры:
повышение образовательного уровня населения страны:
— введение обязательного десятилетнего образования;
— повышения до 12 лет срока получения общего среднего образования;
— обеспечение доступности общего среднего образования;
— усовершенствование системы непрерывного образования;
повышение качества общего образования:
— обновление содержания образования;
— внедрение современных технологий обучения;
— обеспечение разноуровневого и вариативного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учеников;
— усовершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
удовлетворение общеобразовательных потребностей личности ученика с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей:
— создание в начальной школе условий, которые обеспечивают адаптацию ребенка к процессу обучения с учетом его реальных возможностей;
— придание содержанию образования на уровне базовой (основной) школы относительно законченного характера;
— осуществление профильной дифференциации на завершающем этапе общего среднего образования, что обеспечивает оптимальные условия на протяжении обучения;
Похожие статьи:
Анализ методической литературы по теме: «Подобные треугольники»
Учебно-методический комплект включает: Учебник «Геометрия» для 7-9 кл., Атанасян Л.С. и др. Рабочие тетради по геометрии для 7,8 и 9 классов, Атанасян Л.С. и др. Дидактические материалы по геометрии для 7-9 кл. , Зив Б.Г , Мейлер В.М Задачи по геометрии для 7-11 классов, Зив Б.Г , Мейлер В.М Методи ...
Игры, возникающие по инициативе ребенка
В дошкольном возрасте выделяются три класса игр: - игры, возникающие по инициативе ребенка – к ним относятся самодеятельные игры экспериментирования с природными объектами и явлениями, игрушками и др. предметами и самодеятельные сюжетные игры; - игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющег ...
Психология усвоения чтения
По существу, усвоение чтения с психологической точки зрения можно представить в узком и широком смыслах. В узком смысле – это овладение навыком, техникой чтения. В широком смысле – это формирование деятельности чтения как коммуникативно-речевого процесса, включая возникновение специфической читател ...