И помчался к Гиерону
Не обут и не одет…
А народ кричит вослед:
Что случилось, Архимед?
Может быть, землетрясенье?
Или в городе пожар?
Всполошился весь базар!
Закрывали лавки даже.
Шум, и крики, и смятенье!
Он промчался мимо стражи.
Архимед: Эврика! Нашел решенье!
Автор: Во дворец примчался он
Архимед: Я придумал, Гиерон!
Во дворце
Архимед: Эврика! Раскрыл секрет!
Гиерон: Ты оденься, Архимед!
Вот сандалии, хитон,
И расскажешь все полом!
Архимед: Пусть весы сюда несут
И с водой большой сосуд…
Все доставить Гиерону!
(Слуги все приносят)
На весы кладем корону
И теперь такой же ровно
Ищем слиток золотой…
(Находит кусок золота, по весу равный короне)
Гиерон: Все понятно!
Архимед: Нет, постой!
Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда —
В чаше поднялась вода!
Ставлю черточку по краю.
Гиерон: А корону?
Архимед: Вынимаю.
В воду золото опустим…
Гиерон: В воду золото? Допустим…
Архимед: Поднялась опять вода
Метку ставлю я …
Гиерон: Куда?
Архимед: Ну конечно же по краю.
Гиерон: Ничего не понимаю.
Лишь две черточки я вижу:
Эта — выше, эта — ниже.
Но какой же вывод главный?
Архимед: Равный вес.
Объем — не равный!
Понимаешь, Гиерон.
Я сейчас открыл закон.
Тот закон совсем простой:
Тело вытеснит…
Гиерон: Постой!
Говоришь, объем не равный?
Мастер мой — мошенник явный!
За фальшивую корону
Он ответит по закону!
Автор: На этом прервалась беседа…
Немало воды утекло с стой поры,
Но помнят закон Архимеда
(Через видеопроектор на экран проецируем иллюстрации. Если нет Т.С., то необходимо нарисовать на бумаге атрибуты – уравновешенные весы с короной и куском золота, чан с водой с отметками уровня воды с короной и с золотом. Наглядность необходима для подготовки учащихся к восприятию физического опыта с "ведерком Архимеда". Мною практиковалось проигрывание спектакля в лицах. Это, естественно, требует дополнительной подготовки учащихся и весь реквизит, чтобы обыгрывать сцену.
Наибольшей эффективности запоминания, а, главное, понимания физической сути открытия и его ценности, удавалось добиться именно включая в урок спектакль. Следует, однако, учесть эмоционально-психологические доминанты в классном коллективе и то, что исторический сюжет – это лишь подготовка к осознанному восприятию физического опыта).
Учитель: Теперь нам понятны слова Д.М. Балашова, которые написаны на доске, и почему выталкивающую силу назвали Силой Архимеда.
IV. Объявление темы урока (12')
1. Фронтальный эксперимент (3')
Ребята, как экспериментально, опытным путем можно определить выталкивающую силу Архимеда, действующую на любое тело, погруженное в жидкость? Хотя бы на эти болтики, что лежат у вас на столе?
В воде тело стало легче на 0,1Н, это и есть величина
Вам достался болтик, а мне кирпич. Как же мне определить , ведь динамометр не выдержит такой нагрузки?
Поднимаю кирпич, резиновый шнур растягивается. Опускаю в аквариум и резиновый шнур заметно сократился. Определить в данном случае нам поможет Закон Архимеда, но его еще надо вывести.
2. Вывод формулы
Через кодоскоп проецирую рисунок с прошлого урока, а нижнюю часть закрываю.
"Вопрос непрост
Прошу подумать всех,
Докажет кто, что жидкость
Давит снизу вверх".
по закону Паскаля
Закрываю нижнюю часть кодопозитива и открываю её после опыта с "ведёрком Архимеда".
Похожие статьи:
Понятие «Правовое воспитание», его содержание
и особенности
Право – совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством (право собственности, право убежища, права человека и т.д.). Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деяте ...
Требования к заданиям конкурса профессионального мастерства
-определение точной формулировки цели заданий по теоретической подготовки участников конкурса в соответствии с содержанием учебно - программной документации; - четкое определение содержания и количества учебных производственных работ, которые должны быть выполнены участниками конкурса ; - учет особ ...
Педагогическое проектирование как категория
дидактики
Рассматривая в первой главе историю "личностной компоненты" в отечественной дидактике, мы частично касались вопросов педагогического проектирования. Особенности педагогического проектирования в педагогике определялись не методологией проектирования как таковой, а методологией целевых уста ...